Комментарии и аккорды к песням Тимура Шаова

Forum rules

Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.

Гражданский пафос

03.06.2009 17:52

На этот раз получилось всё хуже. И очень грустно. Я понимаю, что в отличие от предыдущего комменария эта работа не цельна. Уж больно много пластов эта песня содержит. Сложная, тяжелая песня.
Короче, по сути, это не комментарий, а просто мысли. Строго не судите. Авторский текст курсивом, цитаты выделены синим
Обзорный анализ песни Т. С. Шаова «Гражданский пафос»
Эпиграф. Оттого у нас бардак, произвол и скотство, что Сусанины сидят в нашем руководстве… (Н. Джигурда, 1986)
Определение названия произведения
Из теория риторики. Понятие «пафос»Пафос. (от греч. páthos — страдание, чувство, страсть), воодушевление, восторженность, подъём.
http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=11 ... hapt2a.htm
Гражданский пафос - особый вид пафоса. Почетное и постыдное, оправдание и обвинение, благо и зло применяются только в гражданском пафосе. Но за пределами этих трех видов речей возможны и другие виды пафоса, например, соблазн, любовь, учительство, семейственность и т. п., в которых гражданский пафос неуместен, а действуют другие виды пафоса.
В контексте песни понятие воспринимается мной, как грустная ирония ТСШ.
Введение. «Из вечных ценностей – один закон Кулона…»
Отношение власти, «элиты» к собственному народу в России часто является определяющим для психологического состояния всего общества. Поскольку прибавочный продукт у нас по вполне объективным причинам создается с большим трудом, нежели в Европе, то и средств на обслуживание «элит» страна может выделить поменьше. Поэтому ответственная власть просто обязана действовать не только в личных интересах. Целью государства должно быть не только и не столько самосохранение, но и правильное геополитическое позиционирование страны, защита от внешней угрозы, развитее экономики, образования, внедрение идеологии, соответствующей реалиям. Короче, власть должна соответствовать задачам, стоящим перед страной. Но так было далеко не всегда. Когда у власти находились хозяева высокого уровня, страна развивалась, когда руководитель давал элите озоровать, то приходил «золотой век дворянства», гремело во всех парадных залах «гром победы, раздавайся» (Гражданский пафос) а когда сменивший её Павел провёл ревизию, оказалось, что армия вооружена пушками, сделанными ещё при Петре I. Да и дефицит бюджета был колоссальный. А простой люд эксплуатировался по максимуму. Иногда честный и справедливый царь имел желание ограничить обнаглевшую элиту, но отсутствие у властителя помощников может загубить самые лучшие начинания. Его «соратники» — сформировавшаяся в прошлые царствования дворянская элита — не только противились его начинаниям, но пошли на прямое устранение не устроившего их правителя. А заодно было создано о нём превратное мнение как о государе без царя в голове. Еще хуже, когда к власти приходят временщики, для которых собственный народ – балласт, лишние «издержки». Оценивать деятельность высшей власти можно и нужно не по заявлениям, призывам и праздникам, а лишь по тому, насколько в результате её действий страна продвинулась в избранном направлении, то есть, насколько качественно власть осуществляла управление.
Ш. Кулоном выведен важнейший принцип научного исследования: стремясь обнаружить ту или иную закономерность, следует иметь достаточную точность (объём информации), но не излишнюю, ибо её превышение помешает обнаружению закономерности из за маскирующих её «шумов». «Метод Кулона» применим также для оценки любой социальной практики. Например, вы хотите понять, хорошо или плохо работал некий государственный деятель. Если учитывать количество проведённых им заседаний, прочитанных писем, внесённых законопроектов, поездок за границу и встреч «с людьми» по обсуждению реформ, чёткую оценку не получишь. Если же избавиться от «шумов» и увидеть, что за срок его руководства средняя продолжительность жизни в стране снизилась с 70 до 59 лет, – сразу становится ясным, каковы были его реформы, и что он за «деятель».
Личное впечатление о герое песни, от которого ведется монолог. Герой – образованный, но ленивый человек, со слабым характером, этакий «лишний человек», Обломов XXI века, не допущенный к «трубе». Возможно, проживает не в центральных городах, где найти свое место в быстроизменяющихся условиях все-таки попроще. Вот и стал он «тихим пьяницей», «философом» от дивана. Вероятно, живёт один, посему дом его, запущенный донельзя, стал приютом для старых друзей, пристанищем для попоек. Но это так разгулялось моё воображение.

Гражданский пафос
Наполнен пафосом гражданским,
Лежишь, бывало, на тахте,
Ворчишь, что люди, мол, не те...
Где граф Суворов, князь Пожарский?
Суворов, Александр Васильевич (1729 или 1730-1800), выдающийся российский полководец. За свою жизнь Суворов выиграл более 60 сражений и не потерпел ни одного поражения. Он также внес значительный вклад в развитие русского военного искусства. Суворовская школа стала кузницей, из которой вышла блестящая плеяда военачальников, прославивших русское оружие.
Дми́трий Миха́йлович Пожа́рский (1577 — 1642) — князь, военный и политический деятель, глава II Ополчения, восстановившего российскую государственность после «Смутного времени»


Глотнёшь с утра стакан отравы,
Вздохнёшь: «В упадке нынче нравы».
Кругом мздоимцы и жульё,
Один я честный, ё-моё.
Мздоимец – взяточник. («Я мзду не беру, мне за державу обидно» - таможенник Верещагин, «Белое солнце пустыни».
У нынешних таможенников немного по другому:
- Да, за Державу обидно.
- И скипетр тоже без отката ушёл (разговор 2 современных таможенников)
Имхо, наш герой больше переживает не за состояние страны, а за своё отсутствие в системе «дележа благ» («Он дал, а герой наш урвал…»)


Страны пределы беспредельны,
В её пределах – беспредел.
Кто рыбку съел, кто в кресло сел –
Все остальные пролетели.
Беспредел - действия, переходящие всякие рамки писанных и неписанных законов.
Понятие получило распространение в массовой культуре (в основном стран бывшего СССР) с начала 90-х годов. Изначально использовалось исключительно в криминальной субкультуре. По мере распространения воровской субкультуры на всю территорию страны сам термин (да и собственно беспредел) стал нормой и речи и жизни.
Причина беспредела – коррупция.
В нашей стране коррупция превратилась в способ существования огромного количества людей (Дмитрий Медведев).
«Участники комитета по борьбе с коррупцией не понаслышке знакомы с этим явлением» (из телерепортажа).
«Нет такого преступления, на который не пошёл бы капитал ради 300% прибыли» (К. Маркс)
И рыбку съесть… как все понимают в оригинале отнюдь не «кресло». Получить все блага сразу. Этимология поговорки (версия): в небогатой семье на ужин одна только единственная рыба; жена съедает ее сама в одно рыло, оставляя мужа без ценного белка, однако ночью тем не менее требует от него постельных подвигов.
Пролететь – остаться ни с чем.


Но вновь отсель грозим мы шведу,
А также прочему соседу –
Ливонцам, шляхте да хохлам
Хоть те уже не по зубам.
Грозим шведу – см. «Медный всадник» А. С. Пушкина.
«Отсель грозить мы будем шведам» - о новой крепости на Неве (Санкт-Петербург).
На рубеже XII—XIII под Ливонией подразумевается исключительно область расселения ливов: земли по северной стороне Западной Двины, прибрежные территории Рижского залива, на юге — земли куршей (Курляндия); со 2-й четверти XIII века по 1561 имеется ввиду уже вся территория современных Латвии и Эстонии, завоёванная немецкими рыцарями-крестоносцами.
Шляхта - название мелкопоместного дворянства в феодальной Польше. Шляхетское сословие было весьма многочисленным, в некоторых районах страны представители Ш. достигали 20% населения. Ш. традиционно обладала многочисленными правами и привилегиями, в т.ч. политическими, что обусловило сохранение в феодальной Польше на протяжении веков режима "дворянской республики". В русском сленге шляхтой называли государственное образование на территории современной Польши.
Хохлы – русское прозвище украинцев. Впервые зарегистрировано в словаре Поликарпова в 1704 г.


Служивый люд опять торочит
Собачьи головы к седлу.
Несут поганую метлу
Для тех, кто честно жить не хочет.
Собачья голова и метла – отличительный знак опричников (см. выше «Иван Грозный»)
Для тех, кто честно жить не хочет – перепев из популярного советского сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи».
«Если кто-то кое-где у нас порой
Честно жить не хочет…»


Лишь скоморохи да шуты
Покуда открывают рты.
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81014


А что же государь? Ужели
Он весь в плену прекрасных грёз?
Ужель не видит, в самом деле,
Что все качели погорели?
Что ясный месяц черт унёс?
«Quo vadis, Caesar?» – вот вопрос.
А что же государь? Наши люди отличаются беспечностью в жизни, сниженным порогом индивидуальной ответственности, слишком доверяются судьбе, Богу и начальству. В то же время на российском рынке ценностей по-прежнему высоко котируются служение общему делу, патриотизм, самоотверженность, бескорыстие. Хотя наша нынешняя власть проводит явно антинародную политику, люди продолжают доверять государству, как заботливому отцу.

Греза, ж. мечта, блажь, мнимое видение, бред, игра воображенья во сне, в горячке или наяву, при одностороннем направлении ума; речи во сне, в бреду, в горячке; пустые, ложные речи, сказки и россказни, болтовня, пустословие.
Все качели погорели – см. К. Чуковский «Телефон» («Поздно, Одеяло убежало, улетела простыня» - более ранняя реминисценция (неявная цитата) в песне «К вопросу об оптимизме…»)
Ясный месяц черт унёс – см. Н. Гоголь «Ночь пред Рождеством».
Кстати, интересное наблюдение: при набирании в поисковике фразы «Гражданский пафос» больше всего ссылок появляется на рефераты и сочинения по теме «Гражданский пафос Гоголя». Ох, неспроста это…
«Quo vadis, Caesar?» - дословно, «Куда идешь, Цезарь?». Возможно, Цезарь, в данном случае – имя не собственное. Тогда «куда идешь, царь?». Перекличка с выражением «Quo vadis, domeni?» («Куда идешь, человек?») а также с романом Г. Сенкевича «Quo vadis» («Камо грядеши») о первых веках христианства.


Вельможи вкруг его теснятся,
Не то, чтоб любят, но боятся.
Все бить челом ему спешили,
Пока чело им не набили.
Бить челомъ (иноск.) кланяться, просить.


Он вперил взор в пресветлы дали,
Простёр десницу, как крыло,
И думы тяжкие печалят
Его высокое чело.
Десница (устар.) – правая рука, иногда вообще рука.
Опять неявная цитата из Пушкинского «Медного всадника»


Заморский брат злоумышляет
И тоже латами бряцает.

Темно в Михаиловском замке,
Но снова слышатся слова:
«При мне всё будет как при бабке...»
Михайловский (Инженерный замок) был построен по указу Павла I. По его замыслу, замок был возведен таким, чтоб можно было чувствовать себя в безопасности от бесконечных врагов императора. Назван Михайловским дворец в честь архангела Михаила, покровительствовавшего Павлу Первому и возвестившего также, что на месте рождения царя, взамен бывшей некогда церкви должно возвести дворец. В этом же замке он и был убит. Поскольку информация об его убийстве долгое время была засекречена («Император умер от апоплексического удара… табакеркой»), то точно сообщить, был ли наследник Александр (его бабка – Екатерина II) при этом, возможности нет. Одна из загадок убийства Павла состоит в том, что он буквально за день до трагедии распустил свою охрану, состоявшую из нижних чинов, поэтому и бездельники-гвардейцы смогли беспрепятственно пройти в его спальню.


Да жили мы при этой бабке!
А нам к окладу бы прибавки.
Как говорится, были б бабки,
А там, хоть не расти трава.

А нам на брата по полбанки
И там хоть не расти трава.

Свобода, даденная сверху,
Куда-то вверх и утекла.
Что остаётся человеку?
Да штоф зелёного стекла!
А был ли мальчик? Я про свободу. («Хочешь деда выдвигай в губернаторы, хочешь – бизнес открывай с итальянцами» - это разве свобода?). Вспомним реформу 1861 г. Она ведь была «свободой, даденной сверху». Добавлю – и в интересах верхов. Да, необходимость в реформировании позднего СССР была видна невооруженным глазом. И народ хотел реформ. Но таких ли? Воры отреформировали страну в своих интересах. Кстати, недавний лозунг «удвоения ВВП» означал лишь всего достижения уровня валового продукта 1989 года.
Что остаётся человеку? У меня почему-то возникли ассоциации с фильмом «Все остается людям»
Штоф зеленого стекла. (нем. Stof — большой бокал, чаша) — русская единица измерения объёма жидкости, применявшаяся до введения метрической системы мер. Использовалась, как правило, при измерении количества вино-водочных напитков. 1 штоф = 1/10 ведра = 10 чаркам = 1,2299 литра. Изготавливали бутылочное стекло из неочищенного, с примесью железа песка, оттого и цвет темно-зеленый.


Доколе, судари, доколе
Черпать нам силы в алкоголе,
Былые годы поминать
И ностальгически икать?

Садится солнышко тихонько.
Крестьянка нянчит пострелёнка:
«Усни, Ванюша, баю-бай,
Не то гляди, придёт из леса
Лицо кавказского замеса,
Утащит в свой Бахчисарай,
Утащит в свой Бахчисарай».
Ну, в Бахчисарай утаскивали крымчаки.


В Бахчисарай утащит свой.
В Бахчисарай утащит свой.

Сидишь упитый и сердитый,
Свои небритые ланиты
Зажав задумчиво в горсти.
Сенека, Господи прости.
Ланиты (устар.) – щеки
Лу́ций А́нней Се́нека (лат. Lucius Annaeus Seneca minor) или Сенека младший или просто Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Вот воспитал, так воспитал.
И еще интересный момент. Понятно, что фраза «Прости, Господи» здесь использована в бытовом, житейском смысле. Но я не нашел не одного упоминания этого словосочетания, которое датируется ранее библейской фразы «Прости, Господи их, ибо не ведают они, что творят». К чему бы это?


И смежив залитые вежды,
С хандрой и скукой на уме
Бурчишь: «Жамэ, месье, жамэ»,
Что означает «нет надежды».
Вежды (устар.) – глазные веки.
Jamais (жамэ, фр.) – никогда, когда-нибудь; когда-либо, также частица, усиливающая отрицание.
Еще одна информация. «Жамэ вю» (противоположное состояние психосенсорного расстройства «дежа вю») — состояние никогда не виденного, не слышанного, не переживаемого (jamais vu, entendu, vecu) состоит в чувстве новизны при очевидно повторных восприятиях или переживаниях.


«Жамэ. Мадам, месье, жамэ!»,
Что означает «нет надежды».


Но чу, я слышу колокольчик.
Там мчит друзей моих возок.
Кричат «Ура» и рожи корчат,
Зашли – и пробки в потолок.
Еще пушкинские реминисценции («Евгений Онегин», в частности)


Средь пира вспомню я печально:
«А что ж отчизна, милый край?»
А мне отвечают:
«С отчизной будет всё нормально,
Ты, знай, закусывай давай».
Пир у меня ассоциируется с «Пиром во время чумы» А. С. Пушкина (еще «делят власть в чумном бараке» ТСШ)


С отчизной будет всё нормально,
Ты, знай, закусывай давай.
Численность коренного населения России неуклонно снижается. Экономика, по сути, рухнула. Перспективы — хуже некуда.
Да, бесспорно, глядя на все это не спиться и не сорваться может далеко не каждый. К тому же помощи от «сильных мира сего» ждать не приходится
.

Вместо заключения
...и надо бы
Громам греметь оттудова
Кровавым лить дождям
А всё вином кончается...
(Н. Некрасов)
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
(А. Блок)
"Интеллигенция - пустоцвет нации" - из спектакля "10 дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду (театр на Таганке)
Sapienti sat — умному достаточно (лат.)
Last edited by NAL65 on 06.06.2009 13:31, edited 2 times in total.

Re: Гражданский пафос

03.06.2009 18:56

Алексей, "работа адова" проделана.
Но! Этот Ваш комментарий мне лично понравился гораздо меньше предыдущего.
На мой взгляд, здесь комментарий песни вторичен, а первична некая лекция по вопросам истории, современной политики, экономики, состояния общества и т.д., причем весьма путаная, без "внутреннего стержня", я бы сказал "клочковатая". По кусочку отовсюду.
Все это, конечно интересно, но уж очень длинный выстроен вами ассоциативный ряд. Еще полшага в сторону и можно в этом же комментарии легко говорить о проблемах нашей футбольной сборной или о том "есть ли жизнь на Марсе".
Ваша гражданская позиция понятна вполне и без оверквотинга.

При огромном объеме "комментария", тем не менее остались "белые пятна".

"люди, мол, не те" - "Да, были люди в наше время"...
«В упадке нынче нравы»" - O tempora, o mores" (о, времена, о, нравы!)
"Одеяло убежало"... это из "Мойдодыра", поэтому на мой взгляд слово реминисценция здесь не совсем подходит.
"И думы тяжкие печалят Его высокое чело" - "Благо Российского ​ГОСУДАРЯ неразрывно с благом народным и печаль народная ЕГО печаль" (из Манифеста 17 октября 1905 года)...
Лицо кавказского замеса...
И так далее...

Не знаю, умышленно Вы не стали включать в комментарии то, что уже обсуждалось на форуме: "да жили мы при этой бабке", "беспредельные пределы"...?

В общем, этот опус лично мне больше НЕпонравился, чем понравился.
Если бы я его прочитал перед тем, как услышал песню, я бы ее просто не стал слушать.
Sorry :cry:

Re: Гражданский пафос

03.06.2009 19:24

Ну, слишком уж ругать Алексея не будем. Хотя с большинством замечаний Игоря я согласен. Первое, что бросилось в глаза - неужели Вы, Алексей, не читали Натана Эйдельмана? "Грань веков" - это достаточно краткое и вместе с тем необыкновенно полное исследование Павловского царствования и событий ночи с 11 на 12 марта 1801 года.
NAL65 wrote:Поскольку информация об его убийстве долгое время была засекречена («Император умер от апоплексического удара… табакеркой»), то точно сообщить, был ли наследник Александр (его бабка – Екатерина II) при этом, возможности нет.
К.М. Полторацкий wrote:"Я обожал великого князя, я был счастлив его воцарением, я был молод, возбуждён и, ни с кем не посоветовавшись, побежал в его апартаменты. Он сидел в кресле, без мундира, но в штанах, жилете и с синей лентой поверх жилета...
Увидя меня, он поднялся, очень бледный; я отдал честь, первый назвав его "Ваше императорское величество".
"Что ты, что ты, Полторацкий!" - сказал он прерывающимся голосом.
Железная рука оттолкнула меня, и Пален с Беннигсеном приблизились. Первый очень тихо сказал несколько слов императору, который воскликнул с горестным волнением: "Как вы посмели? Я этого никогда не желал и не приказывал", и он повалился на пол...
...по прошествии 10 минут император показался перед нами, сказав: "Батюшка скончался апоплектическим ударом, всё при мне будет, как при бабушке".
Крики "ура" раздавались со всех сторон"
Н. Эйдельман. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII - начало XIX столетия. М. "Мысль", 1986, с. 327.

Re: Гражданский пафос

03.06.2009 19:38

Я не ругаю, я сожалею: столько энергии, трудов, времени...
Хотя, Алексей сам отметил:
На этот раз получилось всё хуже. И очень грустно. Я понимаю, что в отличие от предыдущего комменария эта работа не цельна. Уж больно много пластов эта песня содержит. Сложная, тяжелая песня.
Короче, по сути, это не комментарий, а просто мысли.

Мне так нетерпелось перейти к чтению непосредственно комментариев, что эти самые первые строки я как-то упустил, и обратил на них внимание только при повторном прочтении. :oops:
Алексей, прошу прощения.

Re: Гражданский пафос

03.06.2009 19:42

(Одновременно с Игорем) Алексей и сам признаёт то, что у него получилось хуже, чем в прошлый раз... Ладно, маємо те, що маємо :D , будем дальше дополнять и исправлять!

Re: Гражданский пафос

03.06.2009 21:43

К своему стыду, Эйдельмана не читал. Но насколько я знаю, "Грань веков" ведь все-таки художественное произведение. На самом деле в тех 26 страницах материала были и "о времена, о нравы" и многи из тех вопросов, на отсутствие которых мне вполне справедливо указано. Но... суть в том, что на этот раз я практически ничего для себя нового не открыл. (В "Душе" раскопал, в частности, легенду про козью морду) Проблема в том, что когда я прочитал эти 26 страниц скопом (+10 раз прослушал песню) на меня накатила безмерная тоска :( Сами понимаете, высокая плотность негатива на "килограмм навозной массы". Короче, если бы я продолжал усовершенствовать работу, ито мог бы просто свихнуться. "Психика лабильная", да и годы работы в школе для нервной системы даром не проходят. Я уж думаю сменить работу на более спокойную, тигров-львов что ли пойти дрессировать? Там у Запашных вроде проблемы какие-то.
Короче ощущение «Жамэ, месье, жамэ», Что означает «нет надежды», хотя для меня глухой пессимизм не характерен.
Слудующий раз возьму песенку повеселее, а то свихнусь :D
Ну, прошу считать за черновик. Правьте, дополняйте. Потихонечку доработаем...
Правда?

Re: Гражданский пафос

03.06.2009 22:23

Отформатировал созданным для этого тегом BBCode.

Алексей, всё-таки жаль, что Вы не прочли наше обсуждение песни.
Ну ничего, будем сообща шлифовать. (сказал бывший шлифовщик :D )

PS О "крымчаках" было.

Re: Гражданский пафос

03.06.2009 22:37

NAL65 wrote:Но насколько я знаю, "Грань веков" ведь все-таки художественное произведение.
Это историческое исследование, написанное живым литературным языком, как, в общем-то, все книги Натана Яковлевича.
NAL65 wrote:Я уж думаю сменить работу на более спокойную, тигров-львов что ли пойти дрессировать? Там у Запашных вроде проблемы какие-то.
Насчёт проблем - не знаю. На самарском цирке висит огромный баннер "Цирк братьев Запашных" :D

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 07:09

Максимыч wrote:На самарском цирке висит огромный баннер "Цирк братьев Запашных"

Буду в Самаре, посмотрю...
Вы знаете, я ведь просмотрел обсуждение песни. Просто вопрос ведь в том, что нельхя бесконечно раздувать объем комментариев. Я старался дать больше общей информации по теме, попутно "отсекая" менее существенные детали. Понял, что не вышло, но сил дорабатывать просто не было, поэтому и выложил фактически черновик.
По убийству Павла я пользовался источником: Саблуков Н. А. Записки // Цареубийство 11 марта 1801 года: Репринтное воспроизведение изд. 1907 г. — М.: Культура, 1990.
А там про присутствие наследника не говорилось (или я проглядел). Возможно потому, что дореволюционное издание.

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 09:18

Алексей,
извините, но это не комментарий к песне Шаова "Гражданский пафос". Ни разу не комментарий.

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 09:31

князь Владимир, давайте так: есть часть материала между вступлением и заключением. Это - собственно комментарий. Он может нравиться или нет, но это комментарий. То, что он нуждается в дополнении - признаю. Но... песня с серьёзным политическим подтекстом (причем, каждый этот подтекст видит по-своему). Соответственно, нужны пояснения, не укладывающиеся собственно в комментарий. Согласны? Или нет? Я это попытался сделать, причем не очень удачно, признаю.
Пердисловие уже перерабатываю. :D

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 10:11

Алексей, вы гигант!
Что бы мы ни говорили, будьте уверены - это комментарий! Это ваше личное, скорее тяжелое, бремя - чувствовать это состояние "жаме". Хотя жаль, что вы не развили эту "неверморную" тему в творчестве Тимура.
А форма и содержание комментария, конечно, спорны. Даже по мелочам, (насчет этимологии широко известной поговорки "И рыбку съесть, и в пруд не лезть"), не говоря уж о глобальных исторических аналогиях и образах.
Одна фраза "Да жили мы при этой бабке", кроме прямого исторического экскурса, который когда-то полно осветил всезнающий Максимыч, у нас возникало еще множество ассоциативных слоев, от "Софьи Власьевны" до Ельцинских времен...

Хотя, конечно, ваш труд впечатлил!Image

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 10:15

Алексей,
я привык воспринимать комментарий как единое целое.
Если у него такое огромное предисловие, то комментарии к отдельным местам просто теряются.
Хотелось бы увидеть - если это возможно - вариант без излишеств.

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 10:16

Ирина, спасибо!
князь, конечно увидите, дайте срок :D

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 10:45

Упростил и заменил предисловие. Ваше мнение, форумляне?

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 11:23

bookworm wrote:При огромном объеме "комментария", тем не менее остались "белые пятна".
"люди, мол, не те" - "Да, были люди в наше время"...
«В упадке нынче нравы»" - O tempora, o mores" (о, времена, о, нравы!)
"Одеяло убежало"... это из "Мойдодыра", поэтому на мой взгляд слово реминисценция здесь не совсем подходит.
"И думы тяжкие печалят Его высокое чело" - "Благо Российского ​ГОСУДАРЯ неразрывно с благом народным и печаль народная ЕГО печаль" (из Манифеста 17 октября 1905 года)...
Лицо кавказского замеса...
И так далее...
Не знаю, умышленно Вы не стали включать в комментарии то, что уже обсуждалось на форуме: "да жили мы при этой бабке", "беспредельные пределы"...?

Игорь!
"люди, мол, не те" - согласен. Явный намек на Грбоедова. Пропустил, лох! :oops: Добавлю.
"Одеяло убежало"... - я имел в виду, что к творчеству Чуковского ТС уже обращался.
"И думы тяжкие печалят Его высокое чело" - думаю, здесь значительно более явно "... дум великих полон", нежели Манифест-1905.
"да жили мы при этой бабке" - бабку я помянул в скобках к Александру. На самом деле, не до конца ясно, при какой "бабке" жили мы. Мне кажется, что в нашем случае "Бабка" - Леонид Ильич.
Но, в любом случае, объем существенно уменьшился, будем добавлять комментарии потихоньку. Я просто пока не до конца разобрался, как это технически делать, но разберусь. Пока ближайшая задача - "причесать" заключение.

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 11:33

"Люди, мол, не те" - я имел ввиду "Бородино" Лермонтова.
Подлинной идеей "Бородина" является не квасной патриотизм, а, по замечанию Белинского, - "жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии" ("Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри - не вы!")

NAL65 wrote:
bookworm wrote: Мне кажется, что в нашем случае "Бабка" - Леонид Ильич.

"А мне почему-то кажется, все почему-то кажется, что" это гораздо ближе к нам по времени.
Сейчас очень много говорят о преемственности, неизменности курса..., кстати, как и раньше. :lol:

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 11:51

Игорь, вот видите и Лермонтов и Грибоедов. :D
У меня возникли ассоциации со словами Чацкого "Нет, нынче свет уж не таков"
Ну а про поколение бездельников можно еще добавить слова Аристотеля "Ну и дети пошли!"
Про неизменность курса. Ну, может быть я усложняю...

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 11:54

То, что каждый воспринимает по-разному, мы установили давно.
ИМХО, Автор не стремился намекнуть на какую-то конкретную эпоху, поскольку принципиальной разницы между "бабками" нет.

NAL65 wrote:Ваше мнение, форумляне?

Моё мнение как форумлянина - материал нуждается в доработке.
Например, не мешало бы рядом с толкованием хохлов (да, тогда уж и этимологию...) объяснить, почему они "уже не по зубам".
А там, где речь идёт об опричниках - почему они появились в тексте. Видимо, всё-таки, намёк на то, что опричники получали 10% от имущества своих жертв (правда, нынешние "опричники" получают гораздо больше - иногда даже больше, чем у жертвы было).
И очень много субъективизма...

А моё мнение как редактора - вступление следует заменить одной, максимум двумя фразами.
А заключение вообще убрать.

Re: Гражданский пафос

04.06.2009 12:14

князь Владимир wrote:Моё мнение как форумлянина - материал нуждается в доработке.
Например, не мешало бы рядом с толкованием хохлов (да, тогда уж и этимологию...) объяснить, почему они "уже не по зубам".
А там, где речь идёт об опричниках - почему они появились в тексте. Видимо, всё-таки, намёк на то, что опричники получали 10% от имущества своих жертв (правда, нынешние "опричники" получают гораздо больше - иногда даже больше, чем у жертвы было).
И очень много субъективизма...

А моё мнение как редактора - вступление следует заменить одной, максимум двумя фразами.
А заключение вообще убрать.

Моё мнение как форумлянина - материал нуждается в доработке. - согласен
Например, не мешало бы рядом с толкованием хохлов (да, тогда уж и этимологию...) объяснить, почему они "уже не по зубам". - не против. К тому же, этот материал был выкинут ранее.
А там, где речь идёт об опричниках - почему они появились в тексте. Видимо, всё-таки, намёк на то, что опричники получали 10% от имущества своих жертв (правда, нынешние "опричники" получают гораздо больше - иногда даже больше, чем у жертвы было). - я этого намека не вижу. Скорее, речь идет все-таки о структуре, над которой нет достаточного контроля. И, желая выслужиться перед "рукой дающей", позволяющей себе безобразничать.
И очень много субъективизма... - давайте конкретнее, где
А моё мнение как редактора - вступление следует заменить одной, максимум двумя фразами.
А заключение вообще убрать. - не согласен. Всегда больше всего запоминается первая и последняя фразы (О. фон Штирлиц)