Комментарии и аккорды к песням Тимура Шаова

Forum rules

Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.

Благодать (выложено на сайт)

12.06.2010 02:25

Всё-таки не хочется терять надежду добиться благосклонного отзыва Князя... Попытка номер три.
Мало того, в ней я постарался учесть ещё и пожелания Павла, что сделало задачу совсем головокружительной.

Благодать

Я шёл, цветущий как букет,
Глядел на белый свет.
Чесотки нет, сухотки нет,
Чахотки тоже нет.
Я шёл ни в гневе, ни в злобЕ
Спокойный экземпляр
И деньги есть, и сам себе
Чистосердечный дар
.
И можно водочки поддать,
А можно не поддать...
Благодать, ребята, благодать!

Из окружающей среды
Вдруг возникает тать,
И говорит он: «Подь сюды!»
И портит благодать.
Он говорит мне: «Слышь, браток,
Уважь рабочий класс,
Давай, любезный, кошелёк,
Делись, как учит Маркс!»
И этот ражий мужичок,
Встряхнув меня, извлёк
Кошелёк, ребята, кошелёк.

А мне на деньги наплевать,
А мне важнее благодать.
Я говорю: «Ведь ты ж не грош,
Ты благодать мою крадёшь!»
А он в ответ: «Не местный я,
Мытищи – родина моя,
У нас за слово «благодать»
В Мытищах могут в морду дать».
А я опять твержу ему:
«Что ты читал, кроме «Муму»?
Вот Достоевский сам сидел
И написал про беспредел,
Там тоже из Мытищ Гаврош
Пришил старушку ни за грош,
Так он раскаялся, браток,
И получил условный срок,
И ты покайся, ляг в кровать,
Там ты обрящешь благодать!»

Он для порядка в глаз мне дал,
Забрал наличность и слинял,
Но обещал он поискать,
Что, мол, за птица – благодать,
Обещал браток поразмышлять.

(Проигрыш)

Вопрос к правительству страны:
Что за бардак у вас?
Отчизны лучшие сыны
Тут получают в глаз!
Ущербен и порочен курс
На расслоенье масс.

И глаз болит мой, и, боюсь,
Что прав был Карл Маркс.
На Маркса можно попенять…
Но как козлов унять?
Благодать нужна им, благодать!

Без благодати гражданин,
Как горец без усов,
Он, как без лампы Аладдин,
Как Ленин без трусов.
Как он и жалок, и смешон,
Несчастный он и злой,
И чей-то глаз отыщет он,
Боюсь опять, что мой.
А потому, хорош страдать,
Роптать, негодовать!
Благодать ищите, благодать!

Ты ощутишь её, дружок,
Иди, ложись на солнцепёк,
Послушай пташек, покури
И сам с собой поговори.
Мир полон злобы и борьбы,
Там узколобые жлобы,
Жить надо в кайф здесь и сейчас,
Пошёл он в баню, Карл Маркс!
Налей шампанского ведро
И перечти ты «Фигаро»!

И будет солнышко сиять,
И миру – мир и благодать!
Миру – мир, а людям – благодать!

Я вспоминал братка того,
Занятный персонаж,
И вот недавно про него
Увидел репортаж.
Он бросил грабить-воровать,
Я был ужасно рад,
Видать, обрёл он благодать –
Теперь он депутат.

И я сейчас про благодать
Талдычу всем, кому придётся –
Нам не дано предугадать,
Чем наше слово отзовётся!


(Проигрыш под «Ай-яй-яй яй ааа»)
Благодать - одно из ключевых понятий в христианской теософии. Обычно под ним понимается очищающая божественная сила, ведущая к исцелению (физическому и духовному), либо, шире, милость Бога по отношению к людям. В бытовом понимании - безмятежное состояние духа, в котором и пребывал герой песни.

Я шёл ни в гневе, ни в злобЕ - очевидно, отсылка к тексту песни А.Иващенко и Г.Васильева "Приходи ко мне, Глафира":
    Лучше быть сытым, чем голодным,
    Лучше жить в мире, чем в злобЕ.
экземпляр - ироническое именование человека "экземпляром" встречалось и ранее в русской литературе, например, знаменитое "экземпляр экземпляру люпус эст" ("Понедельник начинается в субботу" А. и Б. Стругацких)
сам себе чистосердечный дар - цитата из стихотворения И.Бродского "1 января 1965 года":
    И, взгляд подняв свой к небесам,
    Ты вдруг почувствуешь, что сам -
    Чистосердечный дар.
Делись, как учит Маркс! - вряд ли "ражий мужичок" читал сочинения экономиста и теоретика коммунистического общества Карла Маркса. Скорее, тут можно усмотреть отсылку к шариковскому "Взять всё - да и поделить!" (М.Булгаков, "Собачье сердце"). Ведь Шариков для "подкрепления" своих взглядов тоже прикрывался "научными авторитетами", с которыми почти не был знаком.
Мытищи - город, один из ближайших пригородов Москвы. Традиционно население "заводских" московских пригородов считается более люмпенизированным и склонным к правонарушениям, чем жители столицы. Впрочем, Мытищам до славы Люберец в этом смысле очень далеко.
Что ты читал, кроме «Муму»? - отсылка не столько к рассказу И.Тургенева, сколько ко множеству анекдотов, использовавших факты нахождения "Муму" в школьной программе по литературе и знакомства с этим рассказом даже тех, кто вообще не интересуется литературой
Достоевский Фёдор Михайлович (1821-1881), русский писатель. В молодости был арестован и приговорён к смертной казни, в последний момент заменённой каторгой.
Далее в песне излагается фабула романа Достоевского "Преступление и наказание". Кстати, этот роман тоже входил в школьную программу по литературе - но в старших классах, и герой песни уже не надеется на то, что его собеседник знаком с ним. Посему он изрядно упрощает фабулу романа, приближая его к пониманию "ражего мужичка" (на самом деле герой романа был осуждён к каторге, однако обрёл любимую женщину).
Гаврош - персонаж романа В.Гюго "Отверженные" (фрагмент романа с историей Гавроша в СССР часто издавался отдельной книгой для детей), парижский подросток-беспризорник. В советской культуре его имя стало нарицательным для обозначения молодого человека из низших слоёв общества.
Ущербен и порочен курс на расслоенье масс - тут герой песни пытается подвести под казус, случившийся с ним, социальную базу. В последние годы в России разрыв между уровнем дохода наиболее обеспеченных и беднейших слоёв населения значительно превышает средний по миру и продолжает расти. Далее герой снова вспоминает Карла Маркса - и на этот раз, видимо, уже труды самого немецкого философа.
Ленин без трусов - в годы советской идеологии было не принято говорить и писать о личной жизни В.И.Ленина. Таким образом, пришедшая в голову героя песни метафора действительно относится к разряду чего-то немыслимого в реальности.
Налей шампанского ведро и перечти ты «Фигаро»! - герой вольно передаёт известнейшую цитату из "маленькой трагедии" А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери":
    "Как мысли чёрные к тебе придут,
    Откупори шампанского бутылку
    Иль перечти "Женитьбу Фигаро".
Теперь он депутат - герой песни был даже не особо удивлён таким поворотом событий. Действительно, в СМИ последних лет "шокирующие" откровения о криминальном прошлом депутатов или других представителей властных структур уже не являются чем-то непривычным.
Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовётся! - почти точная цитата из известнейшего четверостишья (1869) русского поэта Ф.И.Тютчева:
    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать...
Last edited by Till on 15.06.2010 02:14, edited 3 times in total.

Re: Благодать

13.06.2010 16:15

Отлично, Тиль! :apl: одобрям-с! :soglas:

Re: Благодать

14.06.2010 23:54

А вообще, не могу не отметить, что написание комментов весьма положительно действует на восприятие песни. Я "Благодать" раньше как-то не особо ценил, а писавши коммент - проникся. Действительно, замечательная песня, на мой взгляд - прямое продолжение линии "Эх, яблочко!" (не только в смысле текста, кстати, но и в смысле музыки).
Так что, друзья, не сочтите за призыв или рекомендацию, но... Налей шампанского ведро и перечти ты "Фигаро"Переслушай подзабытую тобой песню и напиши комментарий - и обретёшь ты благодать!

Re: Благодать

15.06.2010 12:03

Till wrote:Всё-таки не хочется терять надежду добиться благосклонного отзыва Князя... Попытка номер три.
Многое понравилось ©

Re: Благодать

15.06.2010 12:27

Till, как всегда, очень прилично.
Как считаете, не смысла откомментить фразу "Сами мы не местные..."? А также "Миру-мир"?

Re: Благодать

15.06.2010 12:42

Думал и над тем, и над другим (а также над "Отчизны лучшие сыны"). Миру-мир - возможно. Подумаю ещё. А "сами мы не местные" - едва ли. Всё-таки считаю это случайным совпадением (иначе придётся признать это психологически недостоверным. "Ражий мужичок" всё ж не побирушка, а вполне прилиный "волк на тропе войны").

Re: Благодать

15.06.2010 19:17

князь Владимир wrote:Многое понравилось ©
Где тут смайлик, который прыгает от радости?

Re: Благодать

15.06.2010 21:41

NAL65 wrote:Till, как всегда, очень прилично.
Как считаете, не смысла откомментить фразу "Сами мы не местные..."? А также "Миру-мир"?

Я бы еще "тать" откомментила.

Re: Благодать

15.06.2010 21:44

Тоже думал. Честно сказать, показалось избыточным. Буду думать.
(Штирлиц подумал. Ему понравилось, и он подумал ещё)

Re: Благодать

15.06.2010 21:50

(Это я так прекратил участие в "Редакции" :lol: )

В этой песне "Не местный я" не равнозначно "Звиняйте, мы сами не местные" в другой песне Тимура :D Можно не комментировать. А вот слово "тать", как устаревшее, должно быть откомментировано. Тем более, что это слово было синонимично нынешнему слову "вор", а описанный товарищ из Мытищ :D ведёт себя как самый настоящий грабитель (это уже другой состав преступления :D ), т.е. именно как "вор" в древнерусском значении этого слова.

Re: Благодать

15.06.2010 22:42

С "татем" - убедили. Сделаю. "Ушёл читать Даля"
На всякий случай (и для Истории, само собой), поясняю ход мыслей относительно "Отчизны лучших сынов". Основным первоисточником выражения вырисовывается "На сопках Манчжурии" (один из вариантов текста там: "Пусть гаолян вам напевает сны, Спите герои русской земли, Отчизны родной сыны."). Однако (видимо, из-за чрезвычайной популярности этого вальса), выражение стало расхожим (любой поисковик выдаст тучу всяческих организаций, военно-полевых игр, праздничных мероприятий и прочего с названием "Отчизны верные сыны" или "Отчизны лучшие сыны"), превратившись в своего рода клише. Из этих соображений принял принципиальное решение оставить без комментария.

Re: Благодать

16.06.2010 02:42

С татем - история сложная. Все словари, начиная от Даля, дают прямую расшифровку (тать=вор), а иногда и больше обощают (вор, разбойник). Намеченное Максимычем (о древнерусском значении слова "вор") я, конечно, тоже обнаружил - но, увы, без однозначности, разные источники тут противоречат друг другу. Исходя из этого предлагаю такие варианты:

тать - вор (архаизм) (или устаревшее)

Это самый простой и короткий вариант, но в чём-то он мне симпатичен.
Можно длиннее:

тать - в изначально (в допетровской Руси) означало "вор", позже употреблялось также в значении "разбойник" (что, конечно, больше соответствует образу, встреченному героем песни)

Как-то корявовато выходит. Может быть, чем проще - тем лучше?

Далее.

Миру – мир - один из популярнейших лозунгов в Советском Союзе.

Либо длиннее:

Миру – мир - один из популярнейших лозунгов в Советском Союзе. Соответственно, и вся строка в целом неожиданно приобретает форму советски-патетическую (ср., напр., с "Земля - крестьянам!")

Но в принципе, КМК, "миру - мир" немного даёт в контексте песни. Я бы предпочёл его не комментировать.

Re: Благодать

16.06.2010 06:20

Наверное, действительно покороче - получше. Краткость - сестра таланта :D

Re: Благодать

27.06.2010 01:22

Till wrote:тать - вор (архаизм) (или устаревшее)
Тут нельзя "разыграть простого вора". Это изначально, от слова "таить" (утаить). Здесь же более позднее значение (татьба с насилием), т.е. разбой, грабёж.

Re: Благодать

27.06.2010 02:03

Верно, конечно. Но вот как это кратко изложить - ума не приложу...

Re: Благодать

27.06.2010 04:03

"Из окружающей среды вдруг возникает тать", возможно, навеяно фразой "Аки тать в нощи".
Можно так:
тать - здесь, грабитель. Старославянское и древнерусское – вор, разбойник (от слова "таить").

Re: Благодать

27.06.2010 13:22

У меня, честно говоря, нет ассоциации именно с данным оборотом. А формулировка вполне достойная. Только я бы выбрал что-нибудь одно из "старославянского и древнерусского". Что скажут наши филологи?

Re: Благодать

27.06.2010 16:54

Как бывший филолог соглашаюсь с Пашиным постом. тать и в древнерусском, и в старославянском ТАТЬ - пишутся одинаково и значение одно и то же: вор, разбойник. Происходят
от общекорневого "Тай" - корень от которого берут начало слова таить, тайно, тайник и многие другие.

Re: Благодать

27.06.2010 18:55

"Вор" и "разбойник" - две большие разницы. Оба совершают некие операции по переходу материальных ценностей от их владельца к себе, но первый делает это ТАЙНО от владельца (есть разные варианты - "со взломом", "с проникновением в помещение" и т.д., но это дела не меняет), а второй - в открытую, причём с угрозами, с применением насилия, оружия и т.д. (естественно, это преступление более тяжкое). Отождествлять их нельзя :D

Re: Благодать

28.06.2010 10:46

Максимыч wrote: а второй - в открытую, причём с угрозами, с применением насилия, оружия и т.д.

Предварительно заТАЯсь