Комментарии и аккорды к песням Тимура Шаова

Forum rules

Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.

Ралли (обновлено на сайте)

24.01.2007 23:41

Вот все говорят – надо, надо комментировать. Так давайте же. Комментируйте! Число участников в этой игре не ограничено. И строгих правил нет.

Пора и мне выполнять своё обещание насчёт «Ралли». Проблема: как же при этом извернуться, чтобы вас не переутомить. Все мы знаем, что это единственная из уже сотни опубликованных на CD песен, возникшая не по собственному порыву авторской души, а по заказу «группы граждан». Стало быть, только им эта песня понятна во всех тонкостях и подтекстах. Тем не менее, интерес и симпатию к ней обнаруживают и «рядовые слушатели», чьё почитание Автора выражается, наряду с прочим, в обостряющейся любознательности: что не поймут, тут же пытаются об этом почитать, порасспрашивать, где-то покопаться... В данном случае такими любознательными (не мною одной) накопано оказалось столько, что выкладывать результаты придётся в три-четыре захода. Сегодня предлагаю вашему вниманию пространный комментарий только лишь к названию песни. Дело в том, что сама я до знакомства с ней имела об автогонках очень смутное представление. И среди посетителей этого сайта таких, полагаю, большинство. Дальнейшие комментарии к содержанию песни будут в отдельности покороче. Но в целом мало не покажется, это уж точно. Замечания, включая и те, что возникнут до завершения коммента, приму с благодарностью. – ТЗ.

Итак, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Что такое РАЛЛИ? Если в двух словах – разновидность автоспорта. А кто хочет узнать подробнее, наберитесь терпения и читайте дальше.

Для затравки – старый анекдот, рассказанный по ходу наших копаний человеком, который знает про автогонки не понаслышке.
Спрашивают грузина, что такое айва.
– Яблоко видел? – спрашивает он в ответ.
– Видел.
– Груша видел?
– Видел.
– Айва совсем не похоже.

Примерно в таком духе начинают свои рассказы все поклонники ралли. Убеждая собеседника, будто этот вид спорта «совсем не похоже» ни на то, что привыкли видеть болельщики автокросса – круговых гонок по пересечённой местности, включая бездорожье; ни на то, что показывают в телерепортажах о соревнованиях по картингу; ни на заезды «Формулы-1», где практически прижатые к земле спецавтомобили-болиды мчатся по капитально оборудованной гладко заасфальтированной отгороженной трассе либо автодрому – в общем-то хорошо обозримым. (По обычным дорогам на таких болидах ездить нельзя, а в России зачастую и невозможно.)

В ралли участвуют мотоциклы, легковые машины (их тоже именуют болидами) и грузовики, хотя и приспособленные к определённым требованиям (омологизированные), но узнаваемые: построенные на базе серийных моделей, они имеют форсированные двигатели, анатомические сидения и т.п. Проходят гонки в значительной части по дорогам общего пользования (сокращённо ДОП, обратите внимание!), на которых для зачётов выбираются отрезки разной сложности, в том числе изобилующие ухабами, крутыми поворотами, подъёмами-спусками, с ограниченной видимостью. Трасса ралли включает в себя как скоростные участки, которые нужно преодолеть за кратчайшее время, так и перегоны, на которых гонщики обязаны двигаться строго по расписанию, как правило, с небольшой скоростью. Стартуя через равные промежутки времени (обычно в пару минут), участники, не имея возможности следить за положением конкурентов, соревнуются по сути заочно. Итоговый результат складывается как сумма из показаний секундомеров на всех спецучастках и с учётом замечаний, внесённых судьями в «Таблицу пенализации» (от англ. penalise – штрафовать, наказывать).

При всей «совсем непохожести» на другие виды автоспорта (существенные различия в правилах, малая обозримость и т.п.) ралли вбирает в себя многие их особенности. Водитель-раллист должен в совершенстве владеть навыками кольцевика, чтобы искусно выписывать виражи на асфальтовых участках трассы. И быть первоклассным кроссменом, оказываясь в непредсказуемых условиях грунтовых дорог.

Различают классическое ралли, на котором длина дистанции измеряется сотнями километров (например, в чемпионате России это 300–500 км), и ралли-марафон протяжённостью в тысячи километров. Одно из самых сложных соревнований – супермарафон «Ралли Дакар», названное так по конечному пункту, столице Сенегала, а стартующее в разных городах. (В 2007 году стартовали из Лиссабона и дистанция составила около 8700 км.) Во многих странах, в том числе и в России, организуются любительские «Ралли-клубы», которые устраивают свои соревнования.

«Совсем не похоже» относится и к болельщикам ралли – людям, которых, по их словам, привлекает динамичность, красочность и азарт этих гонок. Со стороны же посмотреть – они, под стать самим гонщикам, тоже «на всю голову больны». Сбиваясь в компании, болельщики носятся вдоль трассы в поисках мест с наилучшим обзором, позволяющим следить за всеми перипетиями борьбы. Из пояснений, которые Тимур Шаов не раз давал публично, можно сделать вывод, что сам он, побывав на гонках не однажды, так и не сумел проникнуться состоянием не только гонщика, но даже и болельщика, а оставался в привычной для себя (сочинителя) роли – ироничного и доброжелательного наблюдателя. И это, наверное, одна из причин, почему песня полюбилась не только «посвящённым».

Продолжение следует
Last edited by Anonymous on 25.01.2007 00:58, edited 1 time in total.

24.01.2007 23:58

Ну, с почином, Таня! Уже много нового для себя узнала.

25.01.2007 15:31

Танечка, спасибо! Продолжайте в том же духе, у Вас это хорошо получается.
Я Вам очень благодарна за тексты песен и комментарии к ним, которые Вы мне присылали, и за вашу с Ириной заботу обо мне. Я только сегодня увидела у нас в продаже новый диск Тимура. Теперь буду дарить оригинальный вариант.

Что касается "Ралли". Прежде всего мне эта песня, пожалуй, больше всего по душе. Потому, что в ней я слышу натуральный, не наигранный, голос Тимура. А в "семь секунд на третьем допе отыграли" я "доп" поняла как что-то дополнительное, либо по дистанции, либо по времени. От английского dope, в техническом смысле это добавка, присадка, для улучшения какого-либо свойства. При синтезах многокомпонентных составов мы пользуемся этим термином. По сути в общем так и получается - дорога общего пользования дала дополнительное преимущество и выигрыш во времени.

Тимур хоть и говорит "на всю голову больных", тем не менее в одном интервью сказал, что он машину чувствует хорошо и мог бы быть штурманом, вот надо только детей вырастить. Вот и хорошо, пусть лучше его хранят Муза и Пегас, а с лирическим героем недостатка у него не будет никогда. :lol:

25.01.2007 17:20

Погодите, к ДОПам мы ещё подберёмся. А пока вот.

Комментарий к песне «Ралли», продолжение

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(кого интересует ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, см. мой предыдущий пост в этой же теме)

(Сегодня, как вы догадываетесь, мне хватает забот типа праздничных. Так что комментировать буду немного, а только представлю почтеннейшей публике тех двоих из пресловутой «группы граждан», чьи имена упомянуты в заголовке. Выкладываю также текст песни и обращаю ваше внимание на то, что в первоначальную запись внесены кое-какие поправки.)

Сергей Образцов – гражданин Российской Федерации, москвич, основавший в октябре 2000 года эстонско-российскую раллийную команду AGK Sportdrive (http://www.agk-sport.ru/rally/index.php), по приглашению которой Тимур Шаов в 2003 году побывал на гонках, проводившихся на острове Саарема. (Сергей Алексеевич архитектор по профессии, родной внук и тёзка знаменитого кукольника С.В. Образцова.)

Алексей Медведев – гражданин Российской Федерации, москвич, главный инженер команды AGK Sportdrive (то есть менеджер и механик в одном лице).

Отрывок из интервью виртуальному изданию «RallyRUS» (полностью см. в разделе «Пресса» на главном сайте – «Т. Шаов: Человек человеку штурман. Или рулевой.»)
RR: Тимур, как родилась песня о ралли?
Т.Ш.: Года два назад Сергей Образцов и Алексей Медведев из AGK услышали какую-то мою песню, им понравилось. И вот они подумали о том, что нет ни одной песни про ралли. Они вышли на меня (мы друг друга вообще не знали) и предложили написать такую песню. А за это обещали поучить меня водить. Я как раз тогда купил машину, у меня еще даже прав не было…


Вскоре по возвращении в Москву песня была сочинена и записана в студии. По некоторым свидетельствам, запись музыкантам тогда не понравилась, но решили что пока сойдёт. Тем не менее, на последнем диске мы слышим всё ту же запись. На концертах сам автор говорит, что со временем ему эта песня стала больше нравиться. А может, просто включил её для круглого счёта? Как бы там ни было, мне кажется очень удачным, что «Ралли» на пластинке поставлена вслед за «Пегасом...» – эту песенку я воспринимаю как блестящее дополнение к «визитной карточке» Автора, песне «О пользе и вреде снобизма». Музыка «Пегаса» звучит как ироничная стилизация под хрестоматийную классику, а «Ралли" выдержана в «общебардовском» стиле городского романса – лукавое подтверждение, что и по-таковски лабать умеем. (ИМХО, как здесь принято говорить. Правда, я эту аббревиатуру не использую, считая совершенной тавтологией, поскольку всё, что пишу или произношу от своего имени, и есть «моё скромное мнение». В том числе и комментарии.)


Ралли (Сергею Образцову и Алексею Медведеву)

Прямо с утра заморосило, ворон мокнет на сосне,
Ничего паршивей нет размокшей глины.
Плюс – механику явился Ари Ватанен во сне.
Не к добру, сказал механик, снятся финны.

Экипаж настроен бодро суевериям вопреки,
И не слабо, между прочим, стартовали.
Все они в обычной жизни – мужики как мужики,
И чего они находят в этих ралли?

И берут они трассу штурмом, хорошо, когда рядом свой.
Человек человеку штурман. Или рулевой.
Хорошо, когда ты в команде, в поле воин, да не один.
Тридцать. Левый. Два. Трамплин.

Как бояре, на Субаре резво входим в поворот,
Семь секунд на третьем ДОПе отыграли.
Ещё полный бак адреналина, и посмотрим, чья возьмёт.
Это дело – для упрямых, это – ралли!

А живя неторопливо, жизнь не сделаешь длинней,
Жизнь нам всем, в конце концов, устроит уши.
Здесь не ждут свою фортуну, здесь гоняются за ней.
Веселей машины бить, чем бить баклуши.

По дороге зимней скучной, по дороге летней пыльной,
По весенним по ухабам, по осенней по грязи
Мчатся люди. Ты храни их, добрый Бог автомобильный,
К беспокойным домочадцам аккуратно довези.

Время – самый быстрый гонщик, время пулею летит.
Насладись минутой краткого успеха.
Не успеешь чиркнуть спичкой, глядь – а день уже прожит.
Не успеешь стартовать – уже доехал.

Бал окончен, кони в стойлах, лагерь чествует своих,
А на лагерь смотрят звёзды молчаливо.
Звёзды видят группу граждан на всю голову больных,
И уставших, и нетрезвых, и счастливых.


Продолжение следует. Замечания, включая и те, что возникнут до завершения коммента, приму с благодарностью. – ТЗ.
Last edited by Anonymous on 30.01.2007 00:20, edited 1 time in total.

28.01.2007 20:20

Добросовестно отслужив Татьянин день, вылившийся в полновесный уикэнд, продолжаю начатое. Кому интересно, потихонечку поехали дальше. Благо нам нет надобности соблюдать ни супертемп скоростных участков ралли, ни строгое расписание перегонов. А будем внимательно, не обуздывая любопытство, читать выложенный выше текст песни, строка за строкой.

Комментарий к песне «Ралли», продолжение

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
(кого интересуют части ПЕРВАЯ и ВТОРАЯ, см. мои предыдущие два поста в этой же теме)

Прямо с утра заморосило, ворон мокнет на сосне,
Ничего паршивей нет размокшей глины.

Пусть в песне и не даётся никаких географических указателей (они ведь ни к чему), но художественное описание сааремаской природы получилось вполне достоверным, и оттого напрашивается уточнение геологического толка. Грунт на острове Саарема ещё паршивей, чем глинистый: он супесчаный, с обильными вкраплениями известнякового щебня и вылезающими то там, то здесь прямо на дорогу верхушками гранитных валунов. В редкую сухую погоду на тамошних грунтовых дорогах можно задохнуться от пыли, а чуть заморосило – они становятся масляно-скользкими. Однако – чем хуже трасса, тем круче ралли.

Ари Ватанен (род. 1952) – знаменитый финский автогонщик, чемпион мира 1981 года по классическому ралли, не раз побеждал в супермарафоне «Париж–Дакар» и на многих других престижных соревнованиях (у него по-настоящему героическая спортивная биография; см., например: http://www.zolotoykluchik.ru/recent.php?page=33). По итогам опроса, проведённого в Великобритании, Ватанен был включён в двадцатку пилотов тысячелетия; за заслуги перед Францией награждён Орденом славы этой страны, куда и переселился, уйдя из большого спорта. Там Ватанен занялся было бизнесом; затем увлёкся политикой, стал депутатом Европарламента (от Финляндии), но... Похоже, и в самом деле гонщики «находят в этих ралли» что-то такое, что заставило солидного общественного деятеля Ватанена (аккурат в 2003 году!) вновь вернуться к участию в «Дакаре» и других гонках.

Финны (самоназвание суомалайсет – дети страны Суоми) – нация, составляющая основное население Финляндии, где финнов насчитывается около 5 млн человек, и ещё чуть меньше миллиона их проживает в других странах, в том числе несколько десятков тысяч в Российской Федерации. Неспешность и флегаматичность, давшие повод для анекдотов про «горячих финских парней», считаются характерными чертами этого народа, однако именно он дал миру достойную когорту автогонщиков. В их числе, например, четырёхкратные чемпионы мира Юха Канккунен и Томми Мякинен, которых сами раллисты прозвали «летучие финны» (за что, см. далее).

Экипаж – французское слово, которое первоначально служило в русском языке общим названием для рессорных пассажирских колясок. С развитием перевозок так стали называть личный состав, обслуживающий любое транспортное средство и на нём же находящийся. Экипаж легкового автомобиля, участвующего в ралли, состоит из двух водителей, способных при необходимости заменять друг друга. Водителю-пилоту, сидящему за рулём, ассистирует водитель-штурман, который, изучив перед стартом саму трассу и дорожную книгу (официальный документ соревнований, отображающий легенду гонок и все особенности маршрута) и тщательно законспектировав предстоящие на пути повороты, кочки, ухабы и т.п., помогает партнёру заранее «видеть» дорогу. На гоночных грузовиках в состав экипажа входит ещё и механик, а мотоциклисты катаются в одиночку. Нарушение количественного состава экипажей в ралли не допускается.

Суеверия – то есть вера в предзнаменования, в приметы, склонность придавать им сверхъестественное, таинственное значение – очень распространены среди спортсменов и у каждого вида спорта свои. Впрочем, и у каждой команды тоже.

Все они в обычной жизни – мужики как мужики
А вот и не все. В гонках участвует немало женщин. Например, Мария Образцова (см. далее). С тем же Ватаненом штурманом каталась итальянка Фабрициа Понс, и она же успешно выступала в паре с немкой Ютой Кляйншмидт, настоящей звездой ралли. И даже своя Тина Тёрнер у раллистов есть – так зовут одну из знаменитых шведских гонщиц. В продолжение этого пояснения и как переход к следующему процитирую письмо одного виртуального соавтора этих комментариев, некогда в молодости раллиста-любителя: Ощущения, которые дарит гонка, бессмысленно пытаться привязать к контексту социальной, половой, возрастной или ещё какой-либо внегоночной принадлежности. Экипаж и автомобиль образуют некую технико-биологическую систему, в которой совершенство автомобиля, опыт, реакция, интуиция и воображение людей доведены до предела и сплавлены воедино. И всякий раз, становясь частью такой системы, воспринимаешь это как неотъемлемую функцию жизни, которая прекрасна именно напряжением и непредсказуемостью, происходит только здесь и сейчас. Причём без малейшего пафоса.

И чего они находят в этих ралли?
Автоспорт вообще, а ралли в особенности – полигон для испытания всего нового, что появляется в автомобильной технике. Конечно, соревнование ведётся не столько между людьми, сколько между автомобильными концернами, однако же настоящая состязательность, привлекающая огромный интерес к этой борьбе, немыслима без участия людей – одержимых техникой, обладающих, по их собственным словам, таким «обострённым чувством автомобиля, словно руль и педали есть продолжение твоих собственных рук и ног». (Ну и далее можно вновь перечитать высказывание из предыдущего комментария.)

...хорошо, когда рядом свой.
Рядом с Сергеем Образцовым на гонках ездит его дочь Мария. На той сааремаской гонке она ассистировала отцу, а теперь занимает место пилота. Впрочем, экипажи в команде формируются не раз и навсегда.

Человек человеку штурман. Или рулевой.
Вообще-то и голландское слово stuurman и родственное ему немецкое Steuermann (буквально: человек у штурвала, у руля) переводятся на русский язык так: штурман, рулевой - и в исходных языках означают специалиста по вождению кораблей, самолётов и т.п. Применительно к ралли тавтология здесь кажущаяся, и она сдаётся перед ёмкой метафорой о взаимоподдержке не только водителей: штурмана, прокладывающего курс, и пилота-«рулевого» – но и просто людей.

Хорошо, когда ты в команде, в поле воин да не один
Казалось бы, что здесь комментировать – банальная подборка слов. Однако она сама служит отличным комментарием ко многим эпизодам экстремальных соревнований. Например, к этому отрывку из репортажа с недавно завершившегося ралли «Дакар 2007»:
В накале скоростей и эмоций проверяются на прочность не только автомобили, но и люди. Борьба с капризами природы лишь усилила накопившуюся за 7 дней гонки усталость, что не могло не сказаться на результатах лидеров и других участников. Сдали нервы у одного из фаворитов марафона, португальца Карлоса Суозы (экипаж № 313): вспыхнувшая ссора в кабине автомобиля закончилась тем, что разгневанный Карлос высадил своего штурмана Андреаса Шульца посреди пустыни и скрылся в песчаном облаке. Шульц простоял в пустыне 45 минут, прежде чем Суоза всё-таки одумался и вернулся. В итоге экипаж существенно потерял время и откатился в общем зачёте с 3-го места на 9-е.

Тридцать. Левый два. Трамплин.
Вся строка – пример фразы, которую штурман зачитывает пилоту, глядя в стенограмму, то есть заранее законспектированное в условных знаках отображение всех особенностей преодолеваемого участка трассы. В приведённом ранее полном тексте песни я все четыре слова разделила точками, чтобы подчеркнуть чеканность фраз: штурман проговаривает свои подсказки «под ногу по мере проезда», а пилот с профессиональной импульсивностью реагирует на них в доли секунды, иногда и себе позволяя короткие реплики. Но возможна и такая пунктуация, как здесь, или совсем без знаков препинания, поскольку в записи штурмана строка выглядела бы так: 30 L2 T. Что в переводе на общепонятный язык означает: через тридцать метров левый поворот второй крутизны, приготовиться к возвышению дороги, с которого машине нужно будет спрыгнуть или даже взлететь. Загадочное слово «трамплин» означает перелом дороги, за которым для водителя не видно её продолжения. Финские гонщики превосходят всех в искусстве так вести машину на подобных участках, что она пролетает над трассой, словно аэроплан. За что и получили звание «летучих».

Продолжение следует. Замечания, включая и те, что возникнут до завершения коммента, приму с благодарностью. – ТЗ.

30.01.2007 22:19

Наконец-то выкладываю завершающий этап «Ралли». Признаться, возня с этими комментариями оказалась более трудоёмкой, чем думалось мне поначалу. Дело в том, что материал у меня в наличии практически ко всем песням, но собран-то он в другом формате, и лично мне гораздо привычнее и занимательнее пополнять его из интернета. А вот преобразовывать «наоборот», то есть перекладывать в интернет-версию, выходит довольно канительно... В общем, справилась, как сумела. Итак:

Комментарий к песне «Ралли», типа финальный

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
(кого интересуют части ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ и ТРЕТЬЯ см. мои предыдущие посты в этой же теме)

Я не литературовед, и не в моих задачах разбирать поэтические достоинства текста. Однако следующую строфу захотелось привести целиком, чтобы и вы обратили внимание на её аллитерации (выразительные повторы одной и той же согласной), которые, как мне кажется, своей напевностью ре-ре-ре-ро ре-ра ре-ри ря-ра :o удачно скрадывают «техногенность» этих строчек, придают им лиричности:

Как бояре, на Субаре резво входим в поворот,
Семь секунд на третьем ДОПе отыграли.
Ещё полный бак адреналина, и посмотрим, чья возьмёт.
Это дело – для упрямых, это – ралли!


Нынешние бояре, то есть верховная знать, представители состоятельных кругов, зачастую выбирают добротный и дорогой автомобиль марки «Субару» (Subaru, выпускается на одноимённом автозаводе японского концерна FHI = Fuji Heavy Industries Ltd) из соображений престижности. Однако в городских и даже пригородных условиях не каждому удаётся во всей полноте испытать великолепные качества этих машин. Российские гонщики ценят их за надёжный сильный двигатель, за превосходную маневренность и устойчивость на сложной дороге. И многие называют свою Subaru любовно-почтительно (как верного коня – с большой буквы и без кавычек): Субарь (когда в мужском роде, а когда и в женском), Субарушка, Суба и т.п.
На дорогах общего пользования (ДОП) во время ралли выделяют пронумерованные скоростные участки: ДОП-1, ДОП-2 и т.д., и задача каждого экипажа пройти такой участок как можно быстрее.
Органичная метафора полный бак адреналина прекрасно подошла бы и для описания той самой технико-биологической системы, что упоминалась в третьей части комментария. Интересно и другое. При всей многозначности существительного «бак» и обилии оттенков у прилагательного «полный», смысл двух этих слов понятен даже неавтомобилисту, когда речь идёт об автомашине: топлива в ней предостаточно. А вот оказавшееся при этой паре дополнением слово «адреналин», служившее на протяжении целого века однозначно медицинским термином (так называется выявленный в 1901 году гормон мозгового вещества надпочечников), в наше время обретает новые смысловые оттенки и значения. К примеру, юная выпускница филфака, затруднившись с ответом на вопрос о значении этого слова, только и смогла припомнить: «Дискотека так называется», чем вызвала взрыв хохота у парней-сверстников. Выяснилось, однако, что и они, более-менее разбирающиеся в природе гормонов, тем же словом «адреналин» определяют состояние напряжения и удовольствия, которое получают от модных нынче занятий «экстримом», вроде автогонок. То есть «адреналин» всё чаще понимается не только как сам гормон, но и как реакции организма, проявляемые при работе этого гормона: учащённое сердцебиение и дыхание, повышение кровяного давления и проч. Как бы там ни было, эти случайно опрошенные молодые люди с удовольствием слушают песню «Ралли», а приведённую выше метафору трактуют хоть и на свой лад, но вполне адекватно: потенциал для экстрима у гонщиков ещё далеко не исчерпан.

Жизнь нам всем, в конце концов, устроит уши.
На сленге гонщиков «устроить уши», «сделать уши» означает перевернуться, лечь на крышу (не от того ли пошло, что задранные вверх колёса торчат над днищем словно уши?). Шутливо-философский намёк этой строки на бренность бытия и на опасность автогонок сродни тем шуткам, которые у раллистов в большей чести, чем серьёзные философствования на подобные темы. Вот примерчик наставления бывалого гонщика неофиту: А каска знаешь зачем? Чтобы не помять себе голову о педали, когда машина делает уши.

Здесь не ждут свою фортуну, здесь гоняются за ней
Современные толковые словари дают такие синонимы слову фортуна: удача, успех, счастье; доля, судьба, участь. Пришло оно из древнеримской мифологии – так звалась богиня счастья, удачи, судьбы (Fortuna). Её изображали с рогом изобилия в руках, с повязкой на глазах и – стоящей на колесе (иногда на шаре), что символизировало изменчивость счастья, слепой случай. Если дать волю воображению, прикольная картина вырастает за строкой: суперснаряжённые раллисты на своих супердинамичных машинах о четырёх колёсах (а то и о шести, если грузовик; ну пусть даже и о двух, если мотоцикл :lol: ) чего только не вытворяют в погоне за удачей, увиливающей от них на одном вертлявом колесе...

Веселей машины бить, чем бить баклуши.
Бить баклуши, конечно, не очень-то весело. Это выражение, означающее в современном языке бездельничанье, сопряжённое со скукой, первоначально служило определением несложного занятия – разбивания полена на баклуши, т. е. небольшие чурки для выделки мелких изделий.

По дороге зимней скучной, по дороге летней пыльной,
По весенним по ухабам, по осенней по грязи

Пушкинская строка из стихотворения «Зимняя дорога» (помните: По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучый Утомительно гремит.) пригодилась для описания грунтовых дорог, на которые приходятся сложнейшие участки раллийных соревнований – действительно проводимых во все времена года.

добрый Бог автомобильный
Интересно, кто из небесных покровителей оберегает гонщиков? Есть у кого-нибудь подсказки насчёт Бога автомобильного? Известно, однако, что католическая церковь неодобрительно относится к этому виду спорта и, в частности, категорически осуждает гонки «Дакар»: http://www.blagovest-info.ru/index.php? ... 3&id=11067

К беспокойным домочадцам
Немногие теперь употребляют в обыденной речи уютное слово «домочадцы». Прежде так называли всех, с кем жили вместе, одной семьёй (и это не были непременно родственники).

Бал окончен
В сравнение ралли с балом нет такой уж большой натяжки, как может кому-то показаться. И не только в том смысле, что гонщики катаются парами, а автомобили порой выделывают на дороге сложнейшие «па». Подобно тому, как бал открывается танцевальным шествием под какую-нибудь павану (один из возрождаемых ныне старинных танцев), соревнования раллистов обычно начинаются с торжественной дистанции, именуемой «прелюдия» или «пролог» и проходящей по центральной улице или живописным местам того города, где стартует ралли. Прелюдия нередко организуется в виде карусельной гонки – по кольцевому участку, который машины проезжают по нескольку раз. А завершаются соревнования под шум откупориваемого шампанского – возможно, машины на финише движутся не с такой стройностью, как стартуют, но ведь и балам свойственно «нестрогое» завершение :)

кони в стойлах
В процитированном выше стихотворении Пушкина по дороге бежит борзая тройка, которую условно можно приравнять трём лошадиным силам. А, скажем, полноприводной гоночный автомобиль Subaru Impreza WRC (или же Mitsubishi Lancer EVO VI, на каком теперь катается семейный экипаж Образцовых) имеет мотор мощностью под 300 л.с. Ну и не слабо вам вообразить такой табун на грунтовой дороге? Или в конюшне? Этим словом раллисты нередко именуют свои гаражи-мастерские.

Звёзды видят группу граждан на всю голову больных,
И уставших, и нетрезвых, и счастливых.

Название занятия, приносящего счастливую усталость гражданам, которым посвящена эта песня, связано с английским существительным rally, имеющим, наряду с автогоночным, множество житейских толкований: 1. восстановление сил 2. объединение 3. собрание, слёт, сбор (и даже – в смысле массовый митинг). А вот какие значения у глагола rally: 1. восстанавливать силы (после болезни) 2. объединяться 3. собираться (вместе, вновь и вновь), воссоединяться, сплачиваться 4. приходить на помощь 5. подшучивать, подтрунивать над кем-либо.

И разве не удалось наблюдательному Автору вместить в песню всё это замечательное множество значений?

Уфффф! :girl:
Last edited by Anonymous on 10.02.2007 02:25, edited 2 times in total.

31.01.2007 00:20

Таня, сколько ты материала собрала-то!Image
О-чу-меть...Image

зы:Немного придя в себя и перечитав еще раз, начну скромные добавления.

Мне казалось, что выражение устроить уши от того, что ушами называют боковые зеркала заднего вида (вспомните Запорожец Ушастый), поэтому переворот происходит как бы по оси этих ушей. Всё меняется, а уши на месте. Может и не права.

31.01.2007 18:31

Классная ассоциация, Ирочка :lol: - после всего вышеизложенного вспомнить про "Запорожца" в контексте ралли... :roll: Насчёт ушей Тимур даёт пояснения на всех концертах, и наши редакторы в самом первом комменте на народ.ру об этом писали, и анекдот не мною придуман - не стала перегружать и без того громоздкий рассказ ссылками на разговоры, которые ведутся на раллистских сайтах, там это выражение частенько употребляется

А насчёт того, сколько материала - так ведь нечто подобное я собрала НА ВСЕ СТО, а здесь выложила только два примера, чтобы показать разные варианты (оба не моего формата) - можно комментировать, как "Пегаса..." в протокольно-лапидарном стиле "сведений", можно растечься мыслию по древу, обобщая не только свои впечатления, как про "Ралли". А можно выбрать свою форму подачи. Никто ведь не ограничивает, было бы желание...

01.02.2007 07:25

ИРИНА Т wrote:Мне казалось, что выражение устроить уши от того, что ушами называют боковые зеркала заднего вида (вспомните Запорожец Ушастый).


Запорожец ЗАЗ 966 (если не ошибаюсь) прозван был ушастым не за зеркала, а за характерные воздухозаборники по бокам фезюляжа.

Image

01.02.2007 10:50

Ну естественно... При чём тут зеркала?

К вопросу о "подаче комментариев". Я не спорю, что никто не ограничивает в выборе подачи тогда, когда это - авторский комментарий. Но, к сожалению, мы уже сделали несколько десятков комментариев и наметили (пусть пока пунктиром) некоторые рамки, которыми комментарии... ну, не ограничены, но всё же как-то определяются. Татьяна на примере двух комментариев блестяще показала, как "крайние" варианты подачи в эти рамки совершенно не вписываются - по крайней мере, я как редактор словаря, не представляю их в таком качестве без должной доработки (а на доработку у меня сейчас нет ни времени, ни сил :( ). Поэтому просьба всем будущим комментаторам: если вы хотите, чтобы ваш комментарий попал на сайт, ищите золотую середину.

01.02.2007 19:07

Я думайу, что ограничивать комментарии какими-то "рамками" или "форматами" - это не в духе нашего форума. Татянин комментарий имеет право на жизнь без втягивания в некоторые "рамки". И нет ничего плхого, если мы будем иметь несколько комментарий на одну и ту же песню "от Тани", "от Саши", "от Ильи" и т.д. Это бы было очень интересно.

01.02.2007 19:44

Ловлю на слове! И "от Бульки" :comp:

02.02.2007 00:07

На форуме можно писать вообще всё, что угодно, кроме того, что запрещено правилами, Другое дело - сайт с песнями и комментариями к ним: там всё должно соответствовать каким-никаким стандартам. А эта тема, как и её прародительница на классическом форуме, создавались как раз для этих целей.

02.02.2007 12:44

князь Владимир wrote: Другое дело - сайт с песнями и комментариями к ним: там всё должно соответствовать каким-никаким стандартам. А эта тема, как и её прародительница на классическом форуме, создавались как раз для этих целей.

То есть, вы, Князь, недвусмысленно намекаете, что любым "несоответствующим вашим стандартам" в этой теме не место?
Кого-то из классической мифологии это напоминает...Image

02.02.2007 13:05

Я не намекаю, я прямым текстом... ©

Ирина,
Вы ж понимаете, что если бы чему-то здесь было бы "не место", то этого здесь уже не было бы. Так что зря Вы меня с персонажами равняете :aborig: . Другое дело - то, что тексты комментариев получаются далёкими от того, что можно публиковать, их надо долго и кропотливо доводить. Вот об этом я и хотел предупредить. А "запрещать и не пущать" - это не про меня.

02.02.2007 14:20

И как же вас после этого не равнять с персонажем, княже?
Говорите:
"запрещать и не пущать" - это не про меня.

А на деле что?
всё должно соответствовать каким-никаким стандартам

Коментарии могут и не претендовать на Словарь. Они нам нужны в любом виде! Они углубляют понимание песен, расширяют кругозор, увеличивают темы для обсуждения и оживляют работу на форуме качественно. Что нет альтернативы? Давайте обсудим.
Кто хочет ищет способ, а не хочет - найдёт причину.(С)

02.02.2007 14:22

Так я и говорю - пишите, никто не осуждает, и модерить никто не будет комментарии, которые "неформат". Только меня беспокоит будущее "Словаря"...

11.05.2007 08:12

ИРИНА Т wrote:
князь Владимир wrote: Другое дело - сайт с песнями и комментариями к ним: там всё должно соответствовать каким-никаким стандартам. А эта тема, как и её прародительница на классическом форуме, создавались как раз для этих целей.

То есть, вы, Князь, недвусмысленно намекаете, что любым "несоответствующим вашим стандартам" в этой теме не место?
Кого-то из классической мифологии это напоминает...Image


Князь абсолютно прав! Он настоящий модератор, каких я помню с фидошных времен. Он стремится поддерживать порядок среди инетовской помойки, а это уже само по себе дорогого стоит:)

11.05.2007 08:29

ghan wrote:
ИРИНА Т wrote:
князь Владимир wrote: Другое дело - сайт с песнями и комментариями к ним: там всё должно соответствовать каким-никаким стандартам. А эта тема, как и её прародительница на классическом форуме, создавались как раз для этих целей.

То есть, вы, Князь, недвусмысленно намекаете, что любым "несоответствующим вашим стандартам" в этой теме не место?
Кого-то из классической мифологии это напоминает..
.Image


Князь абсолютно прав! Он настоящий модератор, каких я помню с фидошных времен. Он стремится поддерживать порядок среди инетовской помойки, а это уже само по себе дорогого стоит:)


"То-ли кусать сапог а то-ли лизать"...

Князь поддерживает порядок не в и-нете, а на этом форуме (за что ему наш респект), поэтому с "помойкой" здесь поаккуратнее :lol:

к.В. ghan имел в виду порядок на нашем форуме среди всего интернета, ласково именуемого "помойкой"

11.05.2007 10:06

У нас не помойка, у нас - рассадник! :)