Комментарии и аккорды к песням Тимура Шаова

Forum rules

Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.

Откуда есть пошла модернизация на Руси, сцены вторая и третья

31.08.2014 16:59

Тема отделена от основной.
Скрытый текст:
Сцена вторая

Палаты Ивана Грозного
На троне
Иван Васильевич Грозный с бодуна:
Ой!..
Ой, худо, худо мне,
Надо похмеляться,
Быть царем в такой стране —
Ну как тут не нажраться?!
Не помог даже рассол,
Лишь на рвоту тянет.
Ну, посадить что ль кого на кол,
Может легче станет?
Иль раздать всем по рублю?
Я народ-то свой люблю —
Для евойной, в общем, пользы
Я им головы рублю.

Заходит Стрелец:
Что, царь-батюшка, сблевали?
А мы философа поймали.
Он чего-то там несёт,
Может правда, может врёт.
Он нормальный, вроде бы,
А вроде бы — юродивый.

Грозный
Юродивый, говоришь?
Веди его сюда!

Заводят Василия

Василий
Во-первых, я, как говорится, бью челом,
Сказать имею пару слов, как говорится,
Что на Руси на нашей матушке творится:
Коровка телится, лошадка жеребится,
И всё идёт своим неспешным чередом.
И со времён нашествия татар
Вокруг вся та же неприглядная реальность,
Кругом болото и застой, патриархальность,
Вся эта дикая сермяжная ментальность,
Все эти лапти, эти бороды — кошмар!
А в Европе — Возрожденье,
Тициан и Боттичелли,
Там науки и ремесла,
Там Коперник, наконец.
А у нас — изба курная,
Общий храп да вой метели.
В общем, без модерниза-а-а-ации капец!

Грозный
Вот что плохо на Руси —
Все немного гой еси:
Расплодилось управленцев,
Хоть косой ты их коси.
А вот если б ты мне изваял
Чё-нить от запоя…

Стрелец
Ой, пардон! Шампанского ещё!

Грозный
А вот модерьмизация твоя дело бесовское.
Постановляю:
Мы, Царь, во благо русского народа,
На кол посадим этого урода.

Василий
Царь-батюшка, за что ж меня?

Грозный
На кол, на кол, на кол!

Василий
Хоть каплю жалости храня…

Грозный
На кол, на кол, на кол!!

Василий
Да я же Вам помочь хотел…

Грозный
На кол, на кол, на кол!!!

Василий
Нет, это просто беспредел!

Грозный
На кол! На кол!! На ко-о-о-ол!!!

Василий
И что же, я, так и сдохну как собака?!

Грозный
Ну ладно, не на кол…

Василий
Фух!

Грозный
А лу-учше на́ кол!

Автор
Его посадили на кол аккуратно —
Он хоть и бессмертный, а всё ж неприятно.
И снова наверх полетела депеша:
«Работа идёт, но пока безуспешно.
Тут с модернизацией туго, однако,
Посажен на кол, впрочем, может быть — на́ кол,
Еще подожду, пусть созреют пока».

Менялись цари, проходили века.
И вот он пришёл, светлоликий —
Царь Пётр с кликухой Великий.


Сцена третья

Кабинет Петра Первого
У стола с картой Пётр и Меншиков

Пётр
Здесь заложим город,
Порт построим тут,
Здесь поставим крепость,
Тут и тут — редут.
Туркам — по сусалам!
Шведам — по мозгам!

Меншиков
А если мозга нету?

Пётр
Значит, по рогам!
Нужно триста пушек,
Сорок кораблей,
Да людей побольше —
Людишек не жалей!
И пускай не ноют!
Объясни ты им,
Что для их же пользы
Мы их тут гнобим!

Как соберёшь людей — раздай им всем по топору.
Окно в Европу прорубить к воскресному утру!

Дальше:
В пальцы не сморкаться!
Чирьев не давить!
Парики напялить!
Бороды побрить!
Всем пить чёрный кофий
И курить табак.

Меншиков
А ежли кто не хочет?

Пётр
Бить их как собак!
Ну ладно, всё, устал уже, мутится в голове…
А расскажи-ка новости — что деется в Москве?

Меншиков
Князь Гагарин замуж выдаёт княжну…

Пётр
Ну?!

Меншиков
Мещанин Собакин удавил жену…

Пётр
Ну?!

Меншиков
В праздник новогодний
Все перепились,
И купцы с Кавказа
С нашими дрались.
Да!
Объявился странный
На Москве мужик:
Говорит, что знает,
Как нам надо жить…
Складно так болтает,
А в общем — ерунда!
Мне его повесить?

Пётр
Нет!

Меншиков
Четвертовать?

Пётр
Нет!

Меншиков
Колесовать?

Пётр
Нет! Давай его сюда!

Вводят Василия

Василий
Позвольте с Вами, как с царём и бизнесменом.
Хотите лучше жить? Спросите меня как!
Модернизация должна быть постепенной —
За шагом шаг, за шагом шаг.
Зачем так резко разрушать все институты
Национальной идентичности славян?
Все эти милые для сердца атрибуты,
Все эти лапти, эти бороды — шарман!

А Европа (между нами) бездуховна и кичлива.
Брать пример с неё не надо, мы — отрезанный ломоть!
Инновации должны быть, но только русского разлива.
И зачем пороть горячку? И народ зачем пороть?

Пётр
Складно врёшь, собака,
Не пойму никак:
То ли очень умный,
То ль совсем дурак?
Ну, повелеваю:
Живота лишить!
Последнее желанье
Можешь изложить.

Но не сыпь мне соль на рану,
Не говори навзрыд
!

Василий
Вот, только бы не на́ кол —
Она ещё болит

Меншиков
Мы тебя повесим, так что не реви!

Василий
Ох, не везёт мне в смерти…

Меншиков
Повезёт в любви!

Автор
И снова наверх полетела депеша:
«Работаю. Точка. На сей раз повешен.»

Шли годы, он ныл, как больная Кассандра,
Был взорван в карете с царём Александром.
Кричал Николаю: «Россию разбудим!»
Но тут уж его ухайдокал Распутин.
Пытаясь державу с колен поднимать,
Бедняга Василий устал воскресать…

И вот появился на сцене
Ильич с погоняловом Ленин.
Скрытый текст:
Юродивый – религиозный подвижник, ведущий, как правило, аскетический образ жизни, своими действиями и видом привлекавший внимание, зачастую пророчивший, обличавший мнимые мирские ценности. Юродивый мог притворяться безумным, или даже быть таковым. Юродивые почитались на Руси как народом, так и Церковью.
сермяжная- здесь: простонародная, крестьянская, примитивная, убогая. Происходит от названия сермяги - толстого грубого сукна ручной работы из шерсти домашней выделки, из которого изготавливали крестьянскую одежду.
Тициан, Вечеллио - (итал. Tiziano Vecellio, 1488-1576), величайший итальянский живописец эпохи Возрождения. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, портреты.
Боттичелли, Сандро -(итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипапи, 1445-1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.
Коперник, Николай - (польск. Mikołaj Kopernik, 1473-1543) — польский астроном, математик, механик. Автор гелиоцентрической системы мира, описанной им в труде «О вращении небесных сфер», положивший начало первой научной революции.
Изба курная - (иначе- черная) с печью без трубы, дым при топке печи наполняет дом и выходит в волоковое оконце под крышей или в открытые двери. В СССР встречались еще в 70х годах ХХ века.
гой еси - характерная для устного народного творчества приветственно-величальная формула в значении «будь жив!», «будь здоров!». Встречается, например, в былинах («Ой ты гой еси, добрый молодец!»).
Хоть каплю жалости храня... - фраза из письма Татьяны к Онегину ("Евгений Онегин" А.С.Пушкина):
    Но вы, к моей несчастной доле
    Хоть каплю жалости храня,
    Вы не оставите меня.
Петр Великий (Петр I, 1672-1725) – Петр Алексеевич Романов, Государь, Царь и Великий Князь всея Руси, правил с 1689г, с 1721 г – первый Император Всероссийский. Известен, в числе прочего, масштабными реформами, направленными на модернизацию страны
Меншиков, Александр Данилович (1673-1729) – сподвижник и фаворит Петра I, государственный и военный деятель, первый генерал-губернатор Петербурга.
Город – Санкт-Петербург, основан в устье Невы в 1703 г
Редут – укрепление для круговой обороны, часто земляное. Петр Первый успешно применил систему редутов в Полтавском сражении.
По сусалам – по щекам, в челюсть, по морде.
Людишек не жалей – распространено мнение, что при строительстве Петербурга погибло очень много людей. Однако, по имеющимся данным, смертность на строительстве не превышала обычной для того времени – 6-8% в год, что подтверждается и отсутствием массовых захоронений того периода.
Окно в Европу – сравнение основания Петербурга с «окном в Европу» использовал А.С. Пушкин в «Медном всаднике» :
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно...
бороды побрить – Петр вел борьбу с внешними проявлениями традиционного образа русской жизни – наиболее известен запрет носить бороды.
Четвертовать - способ смертной казни, при котором осужденному сначала отрубали руки и ноги, и лишь затем – голову.
Колесовать – способ смертной казни, получивший регулярное применение при Петре I . Осужденному перебивали или ломали все крупные кости тела, привязывали к колесу и, подняв колесо на шест, оставляли осужденного умирать лицом к небу.
Спросите меня, как - слоган обрел популярность в 90х годах благодаря значкам распространителей пищевых добавок «Гербалайф» : «Хочешь похудеть? Спроси меня, как!»
шарман - (от франц. charmant) - прелестно, очаровательно, восхитительно
Живота лишить - лишить жизни, казнить. Живот – жизнь (устар.)
не сыпь мне соль на рану ... она ещё болит - цитата из песни Вячеслава Добрынина на стихи Симона Осиашвили
    Не сыпь мне соль на рану,
    Не говори навзрыд,
    Не сыпь мне соль на рану,
    Она еще болит.
не везет мне в смерти, повезет в любви – припев песни Булата Окуджавы «Госпожа удача», ставшей популярной после выхода на экран фильма «Белое солнце пустыни»:
    Ваше благородие,
    Госпожа удача,
    Для кого ты добрая,
    А кому иначе.
    Девять граммов в сердце...
    Постой, не зови!
    Не везет мне в смерти,
    Повезет в любви.
Кассандра – в греческой мифологии – дочь троянского царя Приама, одаренная даром прорицания, мрачным пророчествам которой никто не верил.
Александром – Александр II (1818-1881), Император всероссийский, Царь польский и Великий князь финляндский. Проводил крупные реформы, самая известная – отмена крепостного права в 1861г. Вошел в историю с прозвищем Освободитель. Погиб в результате шестого по счету покушения – первая бомба повредила карету, вторая взорвалась у ног Александра, когда он вернулся к месту взрыва.
Николаю – Николай II (1868-1918), последний Император Всероссийский. Правление было богато историческими событиями - русско-японская война, революция 1905 года, Перая мировая война и, наконец, Октябрьский переворот, положивший конец российскому самодержавию, а затем и самому Императору (см. ниже)
Распутин, Григорий Ефимович(1869-1916)- крестьянин села Покровское Тобольской губернии. В начале 1900х годов приобрел в высшем свете Петербурга репутацию «старца», «целителя», «божьего человека». Имел большое влияние на царскую семью, активно вмешивался в политику.
Ленин – (подлинное имя – Владимир Ульянов) (1870 – 1924) – политический и общественный деятель, основатель Всероссийской Коммунистической партии (большевиков), идеолог и главный организатор октябрьского переворота. серьёзно изменившего ход истории как в России, так и во всём мире.
Last edited by gri on 22.02.2016 21:58, edited 15 times in total.

Re: Откуда есть пошла модернизация на Руси

07.09.2014 16:44

Я насчёт второго куплета. Фраза Василия "Хоть каплю жалости храня" - намёк на строку из поэмы Пушкина "Евгений Онегин":

Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.

Re: Откуда есть пошла модернизация на Руси

08.09.2014 15:52

Ага, значит "сермяжнная" тема затронута уже в двух песнях. Кандидат в Глоссарий.
Как я понимаю, "сермяжный" комментарий оставляем как есть.

Re: Откуда есть пошла модернизация на Руси

08.09.2014 17:08

Поддерживаю.

Re: Откуда есть пошла модернизация на Руси

14.10.2015 23:41

По второй сцене:
Юродивый, бедняга, предмет многочисленных дебатов в "Тургеневе", в итоге так и не вошёл в Глоссарий! А всё по причине многогранности значения. И всё-таки я призываю бойцов вспомнить минувшие дни и добавить к текущему комментарию что-то про безумство (напомню, к примеру: "Ожегов: "Юродивый – чудаковатый, помешанный""). Хотя бы в противовес: "Он нормальный — юродивый".
gri wrote:гой еси - характерная для устного народного творчества приветственно-величальная формула в значении «будь жив!», «будь здоров!». Встречается, например, в былинах («Ой ты гой еси, добрый молодец!»). Интересный прием Автора, придающий словосочетанию переносное значение, а тексту - колорит.
Что-то начали этот вопрос обсуждать — и не дообсуждали. Вот как-то надо бы отразить, КМК, что-то насчёт высокого мнения о себе у всех на Руси. Эта мысль так или иначе мелькала при обсуждении, но как-то за неё не зацепились...

    Здесь заложим город,
    Порт построим тут,
    Здесь поставим крепость,
    Тут и тут — редут.
    Туркам — по сусалам!
    Шведам — по мозгам!
Не надо ли шведов задействовать? Всё-таки они всё в том же "Медном всаднике" проходят по делу, причём непосредственно перед приведённой в комментарии цитатой:
    И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
gri wrote:Окно в Европу – сравнение основания Петербурга с «окном в Европу» использовал А.С. Пушкин в «Медном всаднике» :
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно...

gri wrote:не сыпь мне соль на рану - цитируется в измененном виде припев песни Вячеслава Добрынина:
Мы же, по-моему, всегда использовали формулировку "изменённая цитата", нет?

gri wrote:не везет мне в смерти – припев песни Булата Окуджавы «Госпожа удача», ставшей популярной после выхода на экран фильма «Белое солнце пустыни»
Тогда уж и вторую часть ("повезёт в любви") надо выделить синим (у Меншикова) и добавить сюда.

Re: Откуда есть пошла модернизация на Руси, сцены вторая и третья

14.01.2018 18:57

Я вот подумала...
gri wrote:гой еси - характерная для устного народного творчества приветственно-величальная формула в значении «будь жив!», «будь здоров!». Встречается, например, в былинах («Ой ты гой еси, добрый молодец!»).

rafiki wrote:Я думаю, что здесь употреблено в смысле - "слишком умный"

Юлия wrote:в Модернизации, КМК, оно употреблено в смысле "чисто по-русски"
Так раз "приветственная формула", так может здесь значение "с приветом"?
В любом случае в комментарии оставила только формулировку, без дополнительных пояснений (типа "Автор хотел сказать").
Юродивый появился в Глоссарии в таком виде:
Юродство — (от ст.слав. оуродъ, юродъ — «дурак, безумный» — намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений.
В церковнославянском «юродивый» употребляется также и в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы» (Мф. 25:2, «Притча о десяти девах»).
Не знаю, может быть, это более точно, но мне комментарий Григория больше нравится...
А так, в целом, мне кажется, эта часть комментария к "Модернизации" закончена.