Всё о творчестве Автора

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

27.03.2011 10:34

В разных изданиях разные варианты написания.
Вот тут у Некрасова в точности, как Тимур поёт.
http://ilibrary.ru/text/13/p.1/index.html

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

27.03.2011 14:48

Лично я с 8-го класса хорошо помню, что из Дырявина :lol: Хотя кажется, что Дыряево в тексте поэмы звучит более благозвучно. В "Мумузикле", пожалуй, существенной разницы нет.

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

16.08.2012 22:47

Пожалуй, оставлю я здесь всё-таки своё развёрнутое мнение. Совет Максимыча "не торопиться и внимательно послушать" я выполнил даже с превышением. Впрочем, и на анализ "Музы" я тоже, помнится, сподобился поздно.
Кое-что я уже коротко писал в этой теме, и мнение моё по этим вопросам совершенно не изменилось:
1. Я не считаю альбом неорганичным и распадающимся на две части (первые девять песен - и "Мумузикл"). Как раз наоборот, обе части выгодно дополняют друг друга
2. Я не считаю первые девять песен слабыми (по сравнению с другими альбомами ТШ)
Вместе с тем, некоторые вопросы, конечно, есть. Музыкальная линия, столь ярко проявившаяся в "Музе", не получила развития в "Герасиме" (м.б., всё ушло в Мумузикл - но там, строго говоря, ситуация несколько иная). Больших музыкальных достижений в "Герасиме", на мой взгляд, нет. Нет там и песен с "контрапунктом" смысловых пластов текста и музыки. И даже форма песен достаточно незатейлива, более традиционна, чем многие более старые песни (самые оригинальные в этом смысле - "Случай в Кремле" и, как ни странно, "Рыбалка").
Конечно, такое случалось и ранее. Альбом "Выбери меня" - до некоторой степени спад музыкальной составляющей после "По классике тоскуя".
Вместе с тем, "прямоточность" формы находится в прямой связи с энергетикой песни. Я не убеждён, что, скажем, "Мусорная куча" не потеряла бы в энергетичности, будь она менее прямолинейна архитектонически.
Кстати, возможно, именно "прямоточность" песен и послужила основой для ощущения "усталости", которым делились некоторые. Мы привыкли к значительно более мелким сменам состояний в песнях ТШ... Кстати, замечу, что художнику никуда не уйти от реальности: ведь сама жизнь стала более "прямоточной", не так ли?
Печально и некоторое забвение многих ипостасей Лирического героя. Надеюсь, временное...
Однако же, можно отметить и новаторские стороны альбома, пусть они, возможно, и не доведены до блеска:
-Эксперименты с композиционными принципами текста. ТШ активно применяет "шарнирную композицию", когда "последняя строка" (та самая, которая, по Марине Цветаевой, "приходит первой") разом "разворачивает" весь смысл песни в совершенно неожиданную сторону. Не то чтобы ТШ не применял такого эффекта раньше, но здесь само "линейное" восприятие текста даёт максимальную сосредоточенность на "заключительном развороте". В качестве таких образцов можно упомянуть "Мусорную кучу" и, особенно, разумеется, "Аутотренинг".
-Мне кажется, что некоторые песни парадоксальным образом проигрывают в концертном исполнении. Раньше такое бывало с "интеллектуально закрученными" песнями, в которых нужно было детально разобраться, теперь же - совершенно иное. Некие "формулы" (не могу сказать, какие именно, текстовые или же сочетающие текст и музыку), которые должны быть не просто услышаны, а "органично внедриться в сознание", "внедряются" не сразу, а по происшествии некоторого времени. Очевидно, именно в этом причина первоначального неприятия некоторыми таких песен, как "Кто виноват" или "Нужные слова".
И ещё. Помнится, были мнения, что в новых песнях, мол, совсем нечего будет комментировать. Однако же, сейчас, когда работа над комментами идёт, хорошо видно, что это несколько не так.

По отдельным песням (постараюсь коротко):
1. Пара слов о кризисе. Чёрт знает почему, но вот ведь нравится мне эта песня! Вроде бы, и незатейливая, и вторичная - а цепляет. Ещё раз скажу, что в тех случаях, когда ТШ обращается к уже отработанной тематике - простого "перепева" обычно не возникает. Так и здесь: как были разными сами кризисы 1998 и 2008, так разными оказались и песни. И, кстати, думаю, что шансы не быть "сиюминутной" у новой песни больше, чем у "К вопросу об оптимизме...".
2. Случай в Кремле. Пожалуй, одна из самых изящных и неожиданных песен на новом альбоме. Что до "неорганичного" припева - нет у меня такого ощущения. Наоборот, он не только разнопланов с песней, но ещё и многозначен (ведь мы так и не пришли к определённому выводу относительно его сущности. А ассоциативные связи рождались, и разные. Моё личное мнение - это ссылка на собственное творчество ТШ, а именно - на "Выбери меня". Да-да, на "оц-тоц, хорошо!").
3. Рыбалка. Очень милая и душевная разрядка. Ощущение "проходнутости" несколько минимализируется за счёт достаточно оригинальной формы песни, о чём я уже писал.
4. Мусорная куча. В принципе, я уже всё написал выше. Энергетична, с ярчайшей концовкой. Явный успех.
5. Нужные слова. Долго не мог привыкнуть к этой песне. И в тот момент, когда казалось, что не сделаю этого уже никогда, вдруг из подсознания откуда-то возникли строки... Нашёл-таки Автор формулу, которая вроде бы и вызывает неприятие - а в памяти застревает, и появляется, когда нужно.
6. Пора, мой друг, пора. Мне показалось, что большим ударом по этой песне явилось исключение из альбома "Трезвость - норма жизни". Песня изначально была заточена на "двухчастную композицию", и отсутствие "вступления" проходит не вовсе безболезненно.
7. Кто виноват. Тут мои ощущения совпадают с "Нужными словами", но, увы, выражены слабее. Несмотря на всё изящество песни, видимо, для меня она так и останется "в категории Бэ".
8. Не ори на жену! Незатейлива, энергетична и обаятельна. На мой взгляд, своё место на альбоме занимает по праву.
9. Аутотренинг. На мой взгляд, песня чрезвычайно сильно завершает "предмумушную" часть альбома, беря на себя функции своеобразного "промежуточного итога" ко всем предыдущим песням и ещё раз опровергая тезисы о несамостоятельности "первого раздела" альбома и о неорганичности его в целом. Более того, мне представляется, что песня в определённом смысле знаковая и для творчества ТШ в целом. Дескать, можно по-всякому, активно дёргаться или совсем не дёргаться, но если ты будешь самим собою - то как бы ты себя не вёл, ты в любом случае активно участвуешь в переделке мира согласно своим представлениям.
По-моему, итог хоть и "промежуточный" - но в высшей степени достойный.
Дикси. Надеюсь, я не был излишне зануден.

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

17.08.2012 04:44

Till wrote:Кстати, замечу, что художнику никуда не уйти от реальности: ведь сама жизнь стала более "прямоточной", не так ли?

Совершенно правы, Александр! Настоящий художник - эхо своего времени, и ТСШ - яркое подтверждение этой мысли.

Расхожусь с Вами только в оценке "Кто виноват". По-моему, это одна из ехиднейших песен ТСШ. Ее сатирический компонент просто зашкаливает. После этой песни уже вошедшее в поговорку ельцинское "Во всем виноват Чубайс!" для тех, кто знаком с этой песней, получило просто-таки ядовитый оттенок.
И еще. В "Не ори на жену" я бы обратил внимание на характерный для ТСШ "самокритичный" последний куплет.

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

17.08.2012 05:22

Охотно соглашусь с Вами, Виктор. Но я всё же создавал не столько взвешенный беспристрастный анализ, сколько своё мнение, хотя и стараясь посильно быть объективным в аргументах.

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

17.08.2012 07:49

Уважаемый Till,
спасибо.
И за столь подробный анализ, и за прекрасный слог, и за доброе слово о любимом мною альбоме.
Мне было очень интересно, и я узнала немало для себя нового.
Кое-что мне пока непонятно, но явно из-за того, что я пока недостаточно свободно ориентируюсь в творчестве Шаова. Буду искать и сопоставлять.

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

17.08.2012 08:14

У меня не получится настолько развёрнутого мнения, как у Александра, но несколько своих мыслей я попробую изложить здесь. Во-первых, этот альбом я считаю одним из лучших у Автора. Настолько лучших, что благодаря его появлению и более вдумчивому и тщательному прослушиванию и анализу, похоже, придётся пересматривать пресловутые "15 любимых песен". Не всё его содержимое принимается одинаково восторженно, но, на мой взгляд, есть в альбоме песни, претендующие на роль своеобразных "визитных карточек". Особо хочу выделить "Случай в Кремле", "Нужные слова", "Пора, мой друг, пора", "Кто виноват" и "Аутотренинг". Что же касается "Мумузикла", считаю его началом нового направления в творчестве Тимура Шаова, более широкого, чем уже привычный нам жанр. Хотелось бы верить, что оно одним "Мумузиклом" не ограничится.
Ещё раз говорю, что это лично моё мнение, достаточно субъективное.

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

17.08.2012 10:25

Спасибо, Саша, за хоть и позднее, зато очень подробно изложенное мнение. С чем-то согласен, с чем-то нет, но спорить не буду; а вот этот момент меня зацепил некоторой "перпендикулярностью" к моему восприятию:
Till wrote:Больших музыкальных достижений в "Герасиме", на мой взгляд, нет... Альбом "Выбери меня" - до некоторой степени спад музыкальной составляющей после "По классике тоскуя".
По-моему, после "По классике тоскуя" (собственно, самой заглавной песни) всё можно рассматривать как спад - в силу уникальности песни, написанной о музыке и выполненной в такой форме; ни к какой другой теме подобная форма не может подойти (была, кстати, ещё "Былина о попсе", но она изначально в музыкальном отношении не могла достичь высот ПКТ), и всё последующее творчество обречено на не вполне корректное сравнение с этой вершиной. Выделять в песнях Шаова "музыкальную составляющую" в чистом виде я считаю не вполне корректным, поскольку при всей своей уникальности его творчество остаётся в "бардовском жанре", то есть музыка в первую очередь должна адекватно поддерживать, подчёркивать и дополнять текст.

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

17.08.2012 11:08

Саша, спасибо за мнение...

князь Владимир wrote:после "По классике тоскуя" (собственно, самой заглавной песни) всё можно рассматривать как спад - в силу уникальности песни, написанной о музыке и выполненной в такой форме;

Согласен.

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

17.08.2012 18:08

Княже, боюсь, Вы меня не совсем правильно поняли. Или, лучше сказать, я не сумел понятно изложить свою мысль.
Я, собственно, совершенно согласен с тем, что
князь Владимир wrote:его творчество остаётся в "бардовском жанре", то есть музыка в первую очередь должна адекватно поддерживать, подчёркивать и дополнять текст
, более того, именно этот тезис я делаю краеугольным камнем в своих рассуждениях. И "музыкальную составляющую" я оценивал по тому и только по тому как её взаимодействие с песней в целом образует "новые смыслы". В этом смысле музыкальная яркость сама по себе не играет никакой роли: бывают очень яркие музыкально песни, в которых, тем не менее, музыка не образует значимого смыслового пласта, а бывают песни музыкально "незаметные", но музыка в них меняет смыслы в очень большом объёме.
Говоря о музыкальном прорыве в "По классике тоскуя" я имел в виду весь альбом, а не только заглавную песню. Такие песни, как "Шао-дэ-дзин" или "Иные времена" музыкально скромнее, чем заглавная - но объём смыслов, "распаковываемых" музыкой в них весьма почтенен, не говоря уже о таком ярком примере, как римейк "Хоронила мафия" .
В этом смысле я совершенно не могу согласиться с мнением, что "По классике тоскуя" (песня) осталась эдакой "одинокой непревзойдённой вершиной". Да и музыкальную составляющую её Вы, КМК, до некоторой степени преувеличиваете. Для меня "Советское танго" или "Северная серенада" - более выдающееся свершение (опять-таки, подчеркну, не в смысле качества их музыки как таковой, а в плане взаимодействия музыкального пласта и текстового).
Что касается альбома "Выбери меня" - пожалуй, я несколько максималистично изложил свою точку зрения. Этот альбом весьма неплох с музыкальной точки зрения (вновь подчеркну, что под "музыкальной" я в данном случае подразумеваю не музыкальность как таковую, а соотношение музыки с общим контекстом), уж "Кефирный рок-н-ролл", "Мизантроп Костюхин" или "Зачем вы, девушки" в этом смысле куда как неплохи, но вот дальнейшего развития линии из "Классики" я там не наблюдаю, альбом скорее силён другими сторонами.

P.S. Кажется, я окончательно всё запутал... Ладно, я подумаю, как изложить свою мысль понятнее.

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

17.08.2012 19:25

Боюсь, тогда мы окончательно уйдём в оффтоп (по моей вине в первую очередь :oops: )...
Вашу мысль я прекрасно понял, согласиться с ней не могу, но и спорить не стану. Во всяком случае - здесь. :gran:

Re: Альбом и программа "О чём молчал Герасим" (только песни)

17.08.2012 20:21

Off topic:
Till wrote: "музыкальную составляющую" я оценивал по тому и только по тому, как её взаимодействие с песней в целом образует "новые смыслы". В этом смысле музыкальная яркость сама по себе не играет никакой роли: бывают очень яркие музыкально песни, в которых, тем не менее, музыка не образует значимого смыслового пласта, а бывают песни музыкально "незаметные", но музыка в них меняет смыслы в очень большом объёме.


Прочитав это одному человеку, знакомому с творчеством Шаова в основном с моей подачи, но несравненно лучше меня разбирающемуся в музыке, я услышала аплодисменты.
:soglas:
И я из-под лавки подмурлыкну: "Пр-равильно придумал. Пр-равильно."(С)

spoiler
князь Владимир, - только не по голове!