Всё о творчестве Автора

Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 12:30

Долго я не заходил на форум - был занят жутко, да и сейчас не сказать, чтобы свободен... Но это лирика.
Раскопал сейчас в своих же документах (сваленных без сортировки) один интересный текст. Одна фраза похоже из какого-то (не помню, какого) интервью с Тимуром, вторая же из книги, где расшифровка монологов на концертах Владимира Высоцкого. Обсуждалась Здесь.

Я, конечно, понимал людей, говорящих "Пушкин. Высоцкий. Шаов.", но был вопрос, как объяснить это тем, кто и Пушкина-то не больно читал, и с Высоцким знаком лишь поверхностно, а про Шаова, если и слышал, то от меня?

Теперь я понял, зачем я когда-то скопировал для себя эти два высказывания великих людей. Итак:

Тимур Шаов в одном из интервью (кто найдёт в каком, будет молодец):
Но получилось некая метаморфоза со многими моими песнями. То ли это спиральное движение истории, то ли не знаю, то ли особенности нашей страны, некоторые песни, которые я выбросил 10 лет назад, так сказать, из-за изменения обстановки, они вдруг стали вновь актуальны и как будто бы вот только что написаны. И я некоторые песни достаю, просто отряхиваю и смотрю – а можно петь.

Владимир Высоцкий на одном из выступлений (кто найдёт, на каком, будет опять же молодец):
Иногда мне присылают письма и спрашивают на выступлениях: "Что у вас идёт после такого-то слова?" Я тоже прихожу в недоумение, потому что и сам забыл. Я начинаю, значит где-то искать, достаю с нижней полки, смотрю, восстанавливаю - и вдруг вижу, что эту песню ещё можно петь: хоть она и старая, прежняя, а тема не ушла. Отряхнёшь пыль, переменишь какие-то слова, переменишь немножечко музыку, чего-то допишешь, потому что хозяин - барин и снова поёшь. Так что песне, в отличие от человека, можно продлить жизнь...

Вас не смущает почти дословное совпадение этих высказываний? Меня очень. При том, что я далёк от мысли, что Тимур тупо "слизал" у Высоцкого его слова.

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 12:41

Очень интересно, Виктор, спасибо.
Кто-нибудь из наших найдет откуда, причем Тимур такое говорил не раз, я, вроде, даже на концерте слышал нечто подобное.
А вот такого монолога ВСВ не слышал ни разу, на моих дисках его нет.
Вполне допускаю, что Тимуру этот монолог известен, и в соответствующей обстановке используется как цитата. Но не обязательно - выражения-то ходовые, "отряхнуть пыль" в разных контекстах идет с Библии, если не раньше.

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 12:57

Тема гораздо шире. Я ещё тут Тимура с Пушкиным не связал ))). Уверен, здесь можно сделать много интересных открытий. Дерзайте все!

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 13:49

А я думаю, что совпадение этих мыслей - следствие жуткой повторяемости российской истории, свидетелями которой были и Пушкин, и Высоцкий, и Шаов. Все трое - певцы эпох застоя...
Мне кажется, что Буало, Гюго, Бодлер такие мысли бы не высказали. При том, что их поэзия, как и поэзия нашей "тройки", была созвучна своему времени.

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 15:45

Лично я считаю, что это совпадение мыслей - следствие несомненной талантливости этих совершенно разных людей (я далёк от мысли льстить кому-либо из троих) и умение трезво оценивать то, что происходит вокруг.

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 15:59

Но, согласитесь, и совпадение ситуаций - если песня, написанная на злобу дня, через 10 лет снова актуальна - значит, "злоба дня" никуда не делась, а это - первое свидетельство застоя. Что 30-е годы XIX века, что 70-е XX, что нулевые/десятые XXI.

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 16:27

Ну, скажем так, творения Пушкина актуальны во все времена - в каждое по-своему. Высоцкий также выдерживает проверку временем. Часто его песни звучат так, как будто написаны по следам конкретной ситуации в наше время. Думаю, что и У Тимура Султановича будут такие песни. Здесь вспомните "Балладу о времени" Владимира Семёновича. С вашего позволения, не могу удержаться, приведу её текст:
Скрытый текст:
Замок временем срыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.

Время подвиги эти не стёрло:
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло -
И оно свои тайны отдаст.

Упадут сто замков и спадут сто оков,
И сойдут сто потов с целой груды веков, -
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков.

Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком, -
Потому что любовь - это вечно любовь,
Даже в будущем вашем далёком.

Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась,
Смерть на копьях сидела, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победившим сдаваясь на милость.

Но не все, оставаясь живыми,
В доброте сохраняли сердца,
Защитив своё доброе имя
От заведомой лжи подлеца.

Хорошо, если конь закусил удила
И рука на копьё поудобней легла,
Хорошо, если знаешь, откуда стрела,
Хуже, если по-подлому, из-за угла.

Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом!
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но, не правда ли, зло называется злом
Даже там - в светлом будущем вашем?

И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель - всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна -
И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стёрло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне, присно, во веки веков, старина, -
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Потому, что добро остаётся добром -
В прошлом, будущем и настоящем!

По-моему, здесь - исчерпывающий ответ на все появившиеся здесь вопросы.

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 17:06

Все трое русские поэты (и не один из них по крови не славянин).
Все трое были как минимум, талантливы, остроумны и искренне болели от несовершенства того, что их окружало. Вернее даже, это несовершенство мира и является питательной средой для их творчества.
Все трое чувствовали свое предназначение некоего пророка "глаголом жечь сердца людей".

:dou: И еще их объединяет потребность "выпить с горя, где же кружка" и отразить это самое в своем творчестве. Не могу сказать, что изъян творчества, но и не могу сказать, что достоинство. Это данность нашей ментальности, крутой российский замес, допинг, который при наличии питательной среды и таланта дает фантастические всходы.

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 17:11

Этот шедевр Высоцкого - конечно, блестящий аргумент, но, по-моему, несколько не о том. Он - на тему принципально вечную: о достоинстве, мужестве, чести, любви, - которые - "во все времена". Обратите внимание на его слова в цитате, приведенной моим уважаемым тезкой:
эту песню ещё можно петь: хоть она и старая, прежняя, а тема не ушла.
Вот это-то и важно - и у Высоцкого, и у Пушкина (от "К Чаадаеву" до "Истории пугачевского бунта" и "Капитанской дочки"), и у ТСШ - "Тема не ушла!" - например, "Выбери меня" - можно петь снова: вместо "Шандыбин" - "Медведев" выкликнет в цари! - и все сходится, даже ритмически... И вызвавшая большую полемику новая песня, которая через 12 лет так похожа на "О судьбе интеллигенции" по своей теме, только уровень кипения намного выше...

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 17:51

Фанат wrote:Медведев выкликнет в цари!
А ведь верно! Ко вчерашней клоунаде как нельзя лучше эти слова подходят. Но всё-таки каждое из обсуждаемых имён - это совершенно самостоятельное явление, созвучное одно другому и, вместе с тем, абсолютно непохожее на своих собратьев. Кстати, в этом и ценность каждого из них - в своей, самостоятельной яркости и самобытности.

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

25.09.2011 18:12

Совершенно согласен. И их яркая самобытность вовсе не исключает их подобных реакций на подобные же обстоятельства. Особенно у Высоцкого и Шаова, потому что оба они решают, что можно сегодня ПЕТЬ. А Пушкин -мог бы разве что ПЕРЕИЗДАВАТЬ, но тут многое от него не зависело...

Re: Пушкин. Высоцкий. Шаов.

28.09.2011 03:04

Вот еще свидетельство - не барда, но писателя, опубликовавшего (в инете) "старую песню", - ранее не опубликованную, но которую, оказывается, "вполне можно исполнять и сегодня":

Михаил Берг, "Возвращение в ад", предисловие (2010):

Читатель может проверить, можно ли в антиутопию войти с черного хода? То есть не со стороны истории, а напротив, наплевать на историю и забыть, а входить прямо сейчас, из путинско-медведевской России, как есть, без всякой подготовки: раз, - и ты в Совке.
То есть я, отказывавшийся от публикации «Возвращения в ад» тридцать лет, так как считал, что время ушло, полагаю, что время на часах очень даже похожее. По крайней мере, рифма возможна. И еще одна симптоматичная деталь — роман Вити Кривулина "Шмон", вещь, концептуально продвинутая и написанная в том же году, что и «Возвращение в ад», как раз с пересказа и стремительного анализа "Возвращения в ад" и начинается. То есть «Возвращение в ад» - это и есть возвращение - ад, ни ад, гад-Ленинград, - но возвращение и как всегда в будущее, которое есть, было и еще долго будет.

http://www.mberg.net/route_66/