Москва, заповедная зона "Петровка" (код 005)

"...Как вы живёте тут?" - Живём!
Ответить
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Москва, заповедная зона "Петровка" (код 005)

Сообщение Ольга »

spoiler
Заповедная территория "Петровка". Код исторической территории- Земляной город.
Граница заповедной территории проходит (по линии застройки, включая фасады зданий) по
нечетной стороне ул. Кузнецкий мост, пересекает ул. Большая
Дмитровка, далее по нечетной стороне Камергерского пер., далее
пересекает квартал по границе владений 1-3 по Камергерскому пер.,
вдоль северо-восточного фасада дома 6 по Тверской ул. и по
юго-восточному и северо-восточному фасадам дома 2 по Столешникову
пер., пересекает Тверскую пл., далее пересекает квартал по
северо-восточной границе владения 8 по Тверской ул. и 4-6 по
Глинищевскому пер., пересекает Глинищевский пер., далее пересекает
квартал по границе владений 3-5 по Глинищевскому пер. и по
владению 2/12 по Козицкому пер., пересекает Козицкий пер., далее
пересекает квартал по границе владений 1-3 по Козицкому пер. и
2/16-4 по Страстному бульв., далее вдоль владений 4-6 по
Страстному бульв., пересекает Страстной бульв., далее по четной
стороне Нарышкинского пр., пересекает Большой Путинковский пер.,
далее вдоль владения 3-1/2 по Большому Путинковскому пер.,
пересекает ул. Малая Дмитровка, далее вдоль владений 7-5 по
Пушкинской пл., далее пересекает квартал по границе владений 5-3
по Пушкинской пл., по северо-западной границе владений 5-7 по
Пушкинской пл. и по границе владений 4-6 по Настасьинскому пер.,
далее вдоль владений 4-2 по Настасьинскому пер., далее пересекает
квартал по северо-восточному и юго-восточному фасадам дома 18б по
Тверской ул., далее вдоль владений 18-2 по Тверской ул., далее
пересекает квартал по северо-западной границе владения 22 по
Тверской ул. и по границе владений 4-6 по Дегтярному пер.,
пересекает Дегтярный пер., пересекает Воротниковский пер., далее
по нечетной стороне Дегтярного пер., далее пересекает квартал по
границе владений 13-15 по Дегтярному пер., по южной и восточной
границам владения 16 по Старопименовскому пер., далее по четной
стороне Старопименовского пер., пересекает Воротниковский пер.,
далее по нечетной стороне Воротниковского пер., пересекает
Воротниковский пер., далее вдоль владений 12/14-16 по
Садовой-Триумфальной ул., далее пересекает квартал по границе
владений 16-18/20 по Садовой-Триумфальной ул., по восточным
границам владений 12-6 по Воротниковскому пер., по северным
границам владений 11-13 по Старопименовскому пер., по западной
границе владения 29 по ул. Малая Дмитровка и по границе владений
29-31/21 по ул. Малая Дмитровка, пересекает ул. Малая Дмитровка,
далее вдоль владения 2 по Садовой-Каретной ул., далее пересекает
квартал по восточной границе владения 22 по ул. Малая Дмитровка,
по северному фасаду дома 16а по ул. Малая Дмитровка и по границе
владений 3-5 по ул. Каретный ряд, далее вдоль владения 5 по ул.
Каретный ряд, пересекает ул. Каретный ряд, далее вдоль владений
18/10-24 по Садовой-Каретной ул., пересекает Лихов пер., далее
вдоль владений 2-8 по Садовой-Самотечной ул., далее пересекает
квартал по границе владений 8-10 по Садовой-Самотечной ул., по
южным границам владений 8-6 по Садовой-Самотечной ул., по
восточной границе владения 6 по Лихову пер., по северным границам
владений 7-11 по Малому Каретному пер. и по границе владений 15-17
по Большому Каретному пер., пересекает Большой Каретный пер.,
далее вдоль владений 20-8 по Большому Каретному пер., далее
пересекает квартал по южной границе владения 10а по Большому
Каретному пер., по восточной границе владения 16 по Большому
Каретному пер. и по границе владений 11-13 по 2-му Колобовскому
пер., далее вдоль владения 8 по 3-му Колобовскому пер., далее
пересекает квартал по границе владений 5-7 по Цветному бульв.,
далее вдоль владений 5-1 по Цветному бульв., пересекает Петровский
бульв., далее вдоль владения 14/29 по Петровскому бульв.,
пересекает ул. Неглинная, далее по четной стороне ул. Неглинная до
пересечения с ул. Кузнецкий мост.

Итак, дом № 5 на Козицком переулке.

Изображение

Дом находится в Козицком ( бывш. Сергиевском) переулке, напротив муз.театра Станиславского и Немировича-Данченко. Сейчас в этом здании находится Государственный институт искусствознания.
spoiler
Единственный в этом переулке памятник архитектуры - дом № 5. Он был сооружен в несколько приемов в конце XVIII в. при владельцах - генерале Ф. М. Шестакове, П. М. Лобкове и А. И. Лобковой, матери известного библиографа, друга Пушкина С. А. Соболевского. В апреле 1828 г. Соболевский устроил в этом доме проводы уезжавшего из России польского поэта Адама Мицкевича, на которых присутствовали московские литераторы и ученые. Мицкевичу преподнесли серебряный кубок с выгравированными на его дне именами присутствовавших и с вложенными в него стихами Е. А. Баратынского. Этот старинный дом во второй половине XIX в. сдавался под квартиры. Сюда приехал будущий знаменитый историк В. О. Ключевский в 1861 г., когда поступил в Московский университет. В 1872 - 1873 гг. здесь жил И. В. Самарин, один из самых популярных артистов Малого театра, учившийся у М. С. Щепкина.
В конце XIX - начале XX в. дом принадлежал городу, и в нем помещалась городская типография. Здание и его прекрасные интерьеры были отреставрированы под руководством архитектора А. В. Оха, и в нем сейчас Институт искусствознания министерства культуры Российской Федерации.
http://www.yourmoscow.ru/city/street/kozitskiy_pereulok
Второй владелец участка -Генерал Шестаков строит дом...
Дом стал для Сергиевского переулка первым зданием классицизма, владения Салтыковых и Вяземских еще долгое время занимали большую часть переулка и от Дмитровки, и от Тверской. И поныне при повороте с Тверской, среди многоэтажных более поздних зданий отчетливо виден изящный особняк московского классицизма.

История дома.
spoiler
Изображение
На плане Москвы 1778 г. в Козицком переулке на месте существующего ныне дома № 5 показано небольшое каменное одноэтажное строение, которое значилось во владении генерала Шестакова. Спустя сорок лет, на плане 1820 г., оно оказалось встроенным в здание значительно больших размеров и числилось за князем Голицыным. Точно установить по архивным материалам время постройки последнего не удалось. Стилистически же архитектура дома, и особенно интерьера, скорее всего, датируется концом XVIII века.
В результате исследовательских работ, проведенных архитектором А. Охом в 1970–1971 гг., было выявлено, что здание представляет собой конгломерат сооружений, возведенных одно за другим в течение короткого периода времени.

Его разновременность читается и на главном фасаде дома. К первому этапу (не считая постройки Шестакова) относится часть здания, ритмически расчлененная нишами, охватывающими по высоте оба этажа, и акцентированная в центре пилястровым портиком ионического ордера. Очевидно, вскоре с левой (западной) стороны был пристроен отличающийся по декору фасада объем, заключающий три окна с полуциркульными завершениями. Среднее из них выделено двумя заглубленными в нишу белокаменными полуколоннами с ионическими капителями. В этот период в дом входили со двора.

Затем с западной стороны дома был пристроен объем, благодаря чему был застроен промежуток между домом и соседним зданием. Теперь во двор к парадному входу въезжали через перекрытый кирпичным сводом проезд, который занял часть первого этажа.

Разновременность отдельных частей памятника архитектуры четко прослеживалась и во внутренней планировке дома. В первом этаже, сохранившем своды первоначальной постройки, были выявлены вестибюль и место парадной лестницы. На ее расположение указывали остатки кирпичного «ползучего» свода главного марша, уцелевшего под штукатуркой в продольной внутренней стене. В процессе реставрации здания эта лестница была восстановлена. На втором этаже после разборки позднейших перегородок и временных перекрытий открылась анфилада богато декорированных помещений первого этапа строительства: два больших парадных зала, гостиная с двумя печами, малая гостиная, спальня и ряд подсобных помещений.

Первый зал с антресолью для музыкантов был, очевидно, предназначен для балов. Четыре его дверных проема обрамлены высокими порталами, орнаментированными лепкой изящного рисунка. В судепортах – рамах над дверными проемами, по-видимому, когда-то были барельефы. Декор зала дополняет барельеф в верхней части зеркала камина. Несомненным мастерством отличаются и лепные, в «казаковском» духе, карнизы и изящного рисунка композиции на плафоне. Оконные откосы, как и в этом зале, и в других комнатах анфилады, отделаны цветным искусственным мрамором. Под позднейшими наслоениями на стенах обнаружена первоначальная их окраска зеленым тоном.

Во втором парадном зале со стенами, обитыми штофом золотистого тона, привлекают внимание лепные барельефы орнаментально-растительного характера, размещенные в плоских арочных нишах под оконными и дверными проемами. Хорошим вкусом отличается и отделка других помещений. При реставрации малой гостиной с куполом и спальни восстановлены колонны, традиционно отделявшие альков от парадной части, где хозяин дома принимал посетителей. К югу анфиладу продолжают помещения, относящиеся ко второму этапу строительства. Смежная со вторым парадным залом гостиная с камином – это сравнительно небольшое помещение, разделенное редко расставленными колоннами на две части – овальную и прямоугольную. Средний пролет между колоннами завершен полуциркульной аркой. Вверху стены овальной части зала, перекрытой плоским подвесным куполом, орнаментальная и многофигурная живопись в технике гризайль, имитирующая барельефы.

Отделка стен, ниш и колонн искусственным мрамором теплого золотистого и холодного тонов, фигурные горельефы, тончайшая лепка карнизов и орнаментика плафона – все это позволяет отнести интерьер зала к выдающимся образцам архитектуры русского классицизма.
Остальные помещения дома не сохранили первоначального декора.

По проекту реставрации архитектора А. Оха были максимально восстановлены первоначальная планировка здания, а также значительно искаженный и утраченный декор фасадов и интерьера, укреплены несущие элементы конструкций.
http://libson.narod.ru/illustr-dom-gol.jpg
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

Очень повезло с экскурсоводом.
Галина Павловна Твердовская - сотрудник института, отдел "Свода памятников". На добровольных началах водит экскурсии , уже не первый год.
Очаровывает с первых слов. Рассказчик потрясающий !

Изображение
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

Не бейте за фотографии.

Поднимаемя по парадной лестнице

Изображение

задерживаемся у зеркала, чтобы поправить прическу и поднимаемся дальше:

Изображение

Эта часть парадной видна слева от лестницы.
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

А направо от лесницы - начиналась анфилада , но теперь она закрыта стеной . Остались на посту часы.

Изображение

Поэтому идем в зал.

Изображение

Судя по стенам , это была портретная или просто картины висели на стенах.

В этом зале хоры

Изображение

красивый камин

Изображение
Изображение

и шесть дверей с одинаковой парой медальонов на каждой :

Изображение

Справа от двери - Венера встречает Амура :

Изображение
Слева - Венера провожает Амура.

Реставраторы проделали титаническую работу, воссоздав красоту потолков.

Изображение
spoiler
Зеленый зал является не только художественным центром ансамбля - его гладкие стены использовались для развески картин, это была картинная галерея. Зал оказывается еще и центром всех коммуникационных связей второго этажа, его шесть дверей позволяют кратчайшим образом соединять помещения. Он освещен тремя окнами главного фасада, но наиболее парадной является его противоположная сторона, смежная с аванзалом. Крупные проемы проходов увеличены особыми порталами, достигающими полной высоты зала (порталы восстановлены при реставрации по образцу обрамлений проемов анфилады). Печь, расположенная между ними и выглядящая со стороны аванзала закрывающей перспективу, превращена в монументальный камин, завершаемый скульптурной композицией и фронтоном. Обширное зеркало над камином входит в ансамбль как активный, разрушающий еще в одном направлении замкнутость пространства элемент.
http://sias.ru/institute/history/51.html
Большой рельеф над камином изображает амуров, переносящих в торжественной процессии жертвенник любви, и здесь любопытен не только сам сюжет, но и его движение сквозь зал, созвучное движению по коридорам и анфиладе. Это как бы не действие, а мелькнувший кадр, приготовление к действию в другой зале.
Изображение

Ненавязчиво разворачивая нас в сторону музыкального салона.
В него ведут две двери - одна у окна, другая - у камина.
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Феличита
Восторженный шаовед
Сообщения: 6259
Стаж: 15 лет 4 месяца
Заходил(а): 01.01.2022 20:40
Откуда: Ростов-на-Дону
Поблагодарили: 99 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Феличита »

Спасибо, Олечка! Интересный репортаж.
All You need is love!
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

Таня, рада, что эту тему читают. :) На эту экскурсию шла из любопытства, т.к. про дом вообще ничего не знала. Оказалось, что он попал в хорошие руки и при скудном финансировании поддерживается в прекрасном состоянии. Приятно знать, что есть фанаты своего дела - реставраторы, сотрудники института и т.д. Как будто побывала в старой Москве. Жива интеллигенция!
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

Музыкальный салон.

Изображение

В нем и сейчас проходят музыкальные вечера. Акустика замечательная, благодаря резонаторам - такневые вставки на стенах, типа динамиков. Реставраторы были добросовестные и жаккард ( здесь он шелковый) искали по всей Москве по всем магазинам, покупая на свои деньги.
Изображение

Изображение
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Елена
Просто Оптимистка
Сообщения: 11014
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): Вчера 15:57
Откуда: Москва
Благодарил (а): 590 раз
Поблагодарили: 270 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Елена »

Какая красота, а снаружи - невзрачненький такой домик.
О,нищее племя, коллеги-врачи...
:elena:
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

Лена, а ты заметила "Автопортрет с палитрой " Грабаря ? :wink: Специально для тебя фотографировала. Только качество снимка не очень.
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

Продолжая шествие по анфиладе в ритме вальса "раз-два-три", "раз-два-три" ( окон в каждом зале по три), заходим в совершенно удивительную гостиную.
Не сразу замечаешь, что здесь всего два окна и что придуманная симметричная композиция связана с использованием камина и его монументального обрамления - как это было в Зеленом зале.
Изображение

Гостиная четко делится на две зоны - публичную, проходную на оси анфилады, и обособленную, выполненную в виде купольной овальной колонной беседки. Разделяющая оба пространства стена выполнена в излюбленной для классической традиции форме триумфальной арки на четырех колоннах, средний интерколумний перекрыт не антаблементом, а арочкой, увеличивающей общую прозрачность и приветливость. Аттиковая зона украшена фигурными барельефами и, по сторонам арки, - дубовыми ветвями, вносящими в интерьер связанную обычно с ними тему гражданских добродетелей. Ионический ордер портика определил ритмику и выразительность всей гостиной. Он легко переходит на стены, очерчивая и поддерживая овал купольного покрытия беседки. Мотив арки над колоннами повторен над осевыми арками беседки и в полукруглых нишах задней стены. Криволинейные и прямые очертания в разных плоскостях образуют редкую по ритмической красоте композиционную выразительность пространственной структуры.
Изображение
Скрытый текст:
Россия и в XVIII веке была беднее Европы, редкий владелец мог позволить себе использование в отделке зданий натурального камня. Пример гостиной Анны Ивановны Лобковой показывает, что искусственная мраморировка обладает собственной замечательной выразительностью. Эти рукотворные поверхности теплее и камернее, меньшая драгоценность компенсируется большей ритмической вибрацией и пластичностью самой поверхности. В этой архитектуре нет инертных вещных плоскостей, и каждый ее сантиметр сотворен вкусом и художественным мастерством исполнителей. Здесь все живет и вибрирует, и оттого столь органично соединяются с архитектурными поверхностями лепка карнизов, пластика рельефов, декоративная живопись стен и сводов.

Гостиная четко делится на две зоны - публичную, проходную на оси анфилады, и обособленную, выполненную в виде купольной овальной колонной беседки. Разделяющая оба пространства стена выполнена в излюбленной для классической традиции форме триумфальной арки на четырех колоннах, средний интерколумний перекрыт не антаблементом, а арочкой, увеличивающей общую прозрачность и приветливость. Аттиковая зона украшена фигурными барельефами и, по сторонам арки, - дубовыми ветвями, вносящими в интерьер связанную обычно с ними тему гражданских добродетелей. Ионический ордер портика определил ритмику и выразительность всей гостиной. Он легко переходит на стены, очерчивая и поддерживая овал купольного покрытия беседки. Мотив арки над колоннами повторен над осевыми арками беседки и в полукруглых нишах задней стены. Криволинейные и прямые очертания в разных плоскостях образуют редкую по ритмической красоте композиционную выразительность пространственной структуры. В гостиной двенадцать колонн - и не сразу определяешь их место в общем хороводе.

Весь композиционный ритм следует трехчастному членению с ясно ощутимым мотивом симметрии. Он же определяет выразительность наружной стены гостиной. Не сразу замечаешь, что здесь всего два окна и что придуманная симметричная композиция связана с использованием камина и его монументального обрамления - как это было в Зеленом зале. Полосы искусственного мрамора обрамляют камин и весь ризалит над ним, придавая цельность крупной вертикальной композиции, получающей завершение в раскреповке антаблемента. Поставленные по сторонам камина, они распространяют движение, масштаб и ритм колоннад овальной беседки колонны по всему пространству. Тройная симметричная композиция с двумя колоннами настолько напоминает симметричное построение с тремя арочными окнами на фасаде, что невольно рождается ощущение их полного планового соответствия. Однако оно лишь частично, как и на первоначальном объеме, где ни одна из комнат не соответствует точно пилястровому портику.

Правое боковое окно на самом деле является дверью, открыв которую посетитель не обнаруживает никакого балкона; изящная балюстрада служит ограничением проема в нижнем ярусе. Именно этот проем является центральным на фасаде, и поэтому он выделен мотивом прохода. Однако такое решение не бессмысленно, ибо открытая дверь если и не давала выхода, то открывала вид на парк и павильоны Салтыковской усадьбы, объединяя ее с иллюзорной парковой средой овальной беседки в глубине гостиной. К двум реальным перспективам - окна и двери - в центре добавлена еще одна, иллюзорная, образующаяся при движении по анфиладе калейдоскопическими отражениями самого зала в зеркале над камином.

Овальный купол беседки украшен кессонами с розетками. Диагональное расположение кессонов и изогнутый способ изображения их структуры, создаваемой двумя противоположно движущимися вращающимися системами, придает куполу подвижность и увеличивает иллюзорно его глубину. Завершается купол овальным отверстием в центре с окружающей балюстрадой, сквозь которое видно небо и облака. Между арками над колоннами по осям купола расположены исполненные гризайлью четыре сцены «Времен года», еще более подчеркивающие ландшафтные ассоциации беседки.

Еще одним замечательным элементом убранства интерьера здесь также является лепнина. Прекрасен карниз купола и легкий орнамент подкупольных арок, капители и антаблемент портика. Но особенно замечательны карнизы плафона. Их формы намеренно легки, графичны и плоскостны, мельче по масштабу и ажурнее, чем в других помещениях. Как обычно, пояс розеток обрамлен валиками, украшенными листочками. В нижнем листья выполнены свисающими, соединяющими карниз с плоскостью гладкого архитрава, верхние поднимаются вверх, создавая ощущение воздушности плафона. Розетки карниза сделаны овальными, в филенках - крупные, но очень небольшого рельефа, напоминающие раскрытый веер. Между ними помещены поперечно ориентированные розетки в виде выпуклых, раскрывающихся вниз цветов.

Замечательна похожая на кружево лента, обрамляющая зеркало плафона. Даже изгиб, связанный с ризалитом камина, выглядит прихотливым, а не вынужденным. В ритм пересекающихся кругов вплетены цветы, чьи лепестки, чтобы не нарушать легкости форм и выступа кругов, отогнуты назад, к основной плоскости.

Колоннада и заданный ею ритм определяют все членения стен. На стенах сбоку от дверей анфилады устроены ниши, повторяющие реальные порталы, поля между порталами и нишами превращаются в простенки. Над реальными и декоративными порталами, над боковыми участками антаблемента центрального портика помещены сюжетные барельефы. Любопытно, что на них изображены только женские персонажи и амуры. В двух из них, расположенных визави над глухими порталами стен, героем является Амур. Слева он и две нимфы по сторонам («противоположности»?) поддерживают пересекающиеся, опутывающие фигуры длинные полосы ткани, символизирующие путы любви («любезные узы»), пронизывающие и подчиняющие себе мир. Справа Амур стоит на жертвеннике, перед которым разожжен в светильнике огонь, и нимфы по сторонам приносят ему видимые (зримые узы) и невидимые (незримые узы) дары. Процессия, обозначенная прежде в Зеленом зале, находит свой финал здесь, в рельефах Мраморной гостиной.

Рельефы над колоннадой посвящены свободным искусствам, танцу и музыке. На одной композиции - «Музыка» - женская фигура с нотным свитком (Сочинительство) дополняется женской фигурой с лирой (Исполнительство) и дремлющим в меланхолии Гением. На другой - представлены «Танец и Пение» и покровительствующая им Терпсихора с лирой.

Над одним из порталов анфилады изображены три грации - изящный символ красоты, гармонии, любви и женственности. Над другим помещена самая серьезная и величественная в зале композиция, расшифровать которую можно пока лишь предположительно. Две фигуры слева объединены в группу, одна из них держит в руках нотный свиток, и обе они внимают (повинуются) правой фигуре, торжественно восседающей на троне. Можно истолковать эту сцену, как представляющую Каллиопу, музу красноречия, эпической поэзии, первооткрывательницу героической песни, и Полигимнию, музу гимнической поэзии и молитвенных песнопений (обе среди своих атрибутов обычно имеют свиток), руководимых Мудростью (Добродетелью).
http://sias.ru/upload/iblock/08d/08d4f8 ... c6bfd7.jpg
Изображение
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

Свой сад у Анны Ивановны Лобковой иметь не позволяла площадь участка, зато у соседей Салтыковых был самыйлучший в Москве сад, поэтому в глубине мраморного зала сделана "беседка".

Изображение
Изображение

Правое боковое окно на самом деле является дверью, открыв которую посетитель не обнаруживает никакого балкона; изящная балюстрада служит ограничением проема в нижнем ярусе. Именно этот проем является центральным на фасаде, и поэтому он выделен мотивом прохода. Однако такое решение не бессмысленно, ибо открытая дверь если и не давала выхода, то открывала вид на парк и павильоны Салтыковской усадьбы.
Изображение
Вид из окна на современный мир . Слева - здание муз. театра Станиславского и Неировича-Данченко.

Как элегантно: открываешь дверь-окно, садишься с вышивкой в беседку и оказываешься в саду. :sun:
В наше время в этой комнате защищают диссертации. :)
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

Анфилада заканчивается поперечной залой, об использовании которой также можно только догадываться. Подсказку дает композиция самой залы, поделенной рельефной аркой на два неравных помещения, большее к стороне окна и меньшее - в глубине. Меняется и покраска стен, и декорация завершающего карниза. Это настолько напоминает рампу, разделяющую зрительный зал и сцену, что вполне естественно предположить существование здесь домашнего театра.

Изображение

Изображение

Изображение

К тому же зала эта в доме - самая просторная. В нее ведут две двери - из основной анфилады и внутреннего коридора. К последнему через небольшой вестибюль присоединяется отдельный выход из овального зала Мраморной гостиной. Продольная внешняя стена прежде имела в центре камин, об этом говорит изгиб линий потолочного карниза, следовательно, снаружи ему соответствовало глухое окно. Неизвестно, были ли по сторонам камина настоящие окна, ибо стена была наружной и с этой стороны к дому примыкал сад усадьбы Вяземских.

Ну а сейчас здесь читальный зал.

Изображение

Дом, созданный по воле Анны Ивановны Лобковой замечательными мастерами русского классицизма, стал одним из лучших в Москве. Его протяженный фасад украсил переулок, и хотя по соседству с ним стояли престижные дворцовые ансамбли Москвы, именно ему довелось сохранить до наших дней аромат московского классицизма. Переулок начинался садом и церковью, чьи фасады украшали дворцовые по характеру наличники окон с гребнями, а весь объем завершали пять изящных декоративных глав. Ступени завершения могли иметь декорацию кокошниками, во всяком случае, церковь с приделами и колокольней уже была нарядным и стройным элементом московской среды. За небольшим садиком при церкви стоял дом Лобковой со своим двором и небольшим садом. А дальше начиналось и шло до Тверской владение Вяземских, где новая владелица, Е.И.Козицкая, выстроила в 1790-е годы новый дворец по проекту М.Ф.Казакова. Он стал одним из самых знаменитых в Москве и быстро определил новое название древнего переулка, удержавшееся до наших дней.
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Григорий
Наш злой тевтон
Сообщения: 6910
Стаж: 15 лет 9 месяцев
Заходил(а): 03.03.2024 00:17
Откуда: Одесса - Stuttgart
Благодарил (а): 328 раз
Поблагодарили: 122 раза

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Григорий »

Ольга писал(а):...сходила на "Жилой дом городской усадьбы А.И. Лобковой".
Вот и я с тобой на халяву сходил на экскурсию. Т.е. эту экскурсию из списка мероприятий "тевтонской недели" можно исключить. :)
Живи, покуда жив. Среди потопа,
которого, боюсь, подходит срок,
есть вероятность, что мелькнет и жопа,
которую напрасно ты берёг.

Слегка смягченный И.Губерман
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, заповедная зона "Петровка"

Сообщение Ольга »

Надо бы на карте изобразить эту заповедную территорию, но пока не готова. :oops:
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Аватара пользователя
Ольга
Кошка, которая гуляет сама по себе
Сообщения: 6869
Стаж: 16 лет 4 месяца
Заходил(а): 05.07.2022 16:19
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз

Re: Москва, проект "Выход в город"

Сообщение Ольга »

Григорий писал(а): эту экскурсию из списка мероприятий "тевтонской недели" можно исключить. :)
ОК.
Завтра - музей истории ГУЛАГа.
Перед посещением стоит хоть немного узнать о музее :
Скрытый текст:
Государственный музей истории ГУЛАГа открыт в 2004 году.
Ко входу ведут качающиеся сходни. Над головой натянута колючая проволока. Залы с грубыми кирпичными стенами — подобие лагерных бараков. Вместо мебели стоят тюремные шконки. Спускаемся на этаж ниже по темной лестнице. Там расстрельная комната, у стены подтеки крови. Помещения музея наполняют неразборчивые, но страшные звуки и голоса. Специальная аудиоинсталляция. Становится жутко.
В основу коллекции легли материалы и документы, собранные Московской Региональной общественной организацией жертв политических репрессий и переданные в качестве пожертвования городу Москве. В постоянной экспозиции музея «В тисках репрессий» представлены информационные материалы по истории репрессий и ГУЛАГа, личные документы, фотографии, письма и личные вещи репрессированных, а также экспедиционные находки – орудия труда и предметы быта заключенных. Также в постоянной экспозиции созданы инсталляции и макеты, в том числе – реконструкции: фрагмент лагерного барака, кабинет оперативника, карцер. Художественный раздел экспозиции включает работы художников (скульптура, живопись, графика), большинство из которых прошли через ГУЛАГ.
Эх, нам бы воспарить, как птицы.Эх, нам бы взять пример с частицы-
Она свободна! Жаль,её не видно.Как гражданину это мне обидно.
Ответить

Вернуться в «Города и регионы...»