Комментарии и аккорды к песням Тимура Шаова

Forum rules

Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.

"Играем Тургенева", действие третье (дочерняя тема)

30.06.2013 17:16

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.
Финал.
Лодка, река.

Ария Муму с камнем на шее.

Как луна блестит,
И какой покой!
Коростель летит
Низко над рекой.
Догорел закат.
Тишина кругом.
Все крестьяне спят
Беспробудным сном.

Лишь один не спит,
Машет вёслами.

И молчит, молчит,
Спаси, Господи!
Полон тяжких дум,
Правит утлый чёлн.
Мрачен и угрюм
Мой немой Харон.

Там, где клён шумит
Над речной волной,

Там меня бандит
Сбросит с глаз долой!
Ой, а грубо как!
Негуманно как!
Скажем, в Дании
Топят ли собак?

Но раз прослыла я
Злобной шавкою,
Напоследок-то
Я погавкаю!
Эх, бараны вы!
Эх, чурбаны вы!
Вам на всё плевать,
Окромя жратвы!

Взяли водки штоф
Да наквасились.
Нету гамлетов -
Сплошь герасимы!
Чем ты их проймёшь?
Им хоть лай, хоть вой.
Что ты с них возьмёшь?
Феодальный строй!

Да боюсь, что зря
Я иду на дно.
Через двести лет
Будет всё одно.
Будут жить, как мы,
Да терпеть кнуты
Те ж герасимы,
А не гамлеты!

(И-и-и-Эх!)

Нынче гибну я
Не за вой и лай,
А за правду, чай,
За свободу, чай!
Вот как придёт конвой
На закате дня -
Будешь ты, немой,
Вспоминать меня!

Барыне скажи
Слово прощальное.

Передай, что она
Тварь скандальная!
И набравшись сил,
Чуя смертный час,

Я плюю на вас,
Я кладу на вас!

Да я на вас...

(Плеск воды. Над рекой плывут последние слова Муму)

Испортил песню... дурак!

...

Прожектор в центре сцены высветил пятно,
А там лежат собачьи экскременты.
Как аллегория - мол, всему цена... вот оно.
Ну, тут уже и занавес. Аплодисменты.
Ария Муму с камнем на шее. - аллюзия на книгу "Репортаж с петлей на шее", написанную
чехославацким коммунистом Ю. Фучиком в 1942 г. в тюрьме. В 1943 Фучик был казнен.
Догорел закат. Тишина кругом.... - отсылка к романсу "Скатерть белая" (муз. Ф. Германа в обр. С. Гердаля, автор слов неизвестен):
    Скатерть белая залита вином.
    Все гусары спят непробудным сном.
    Лишь один не спит - пьет шампанское
    За контральто пьет за цыганское.
Харон - в греческой мифологии - перевозчик душ умерших через реку Ахерон (по другим источникам - через Стикс) в подземном царстве. Перевозит только в одну сторону.
Там, где клён шумит Над речной волной, - цитата из песни "Клен" ВИА "Синяя птица" (муз. Ю.Акулова, сл. Л.Шишко):
    Там где клен шумит,
    Над речной волной,
    Говорили мы,
    О любви с тобой
в Дании - действе драмы В. Шекспира "Гамлет" происходит в Дании.
штоф - предлагается в Глоссарий
Барыне скажи Слово прощальное...И набравшись сил, Чуя смертный час, - отсылка к песне "Степь да степь кругом..." (ст.И. Сурикова, муз. нар.):
    Степь да степь кругом, путь далёк лежит,
    В той степи глухой замерзал ямщик.
    И набравшись сил, чуя смертный час,
    Он товарищу отдавал наказ.
    ....
    А жене скажи слово прощальное,
    Передай кольцо обручальное.
Испортил песню... дурак! - реплика Сатина из пьесы А.М. Горького "На дне":
Сатин (негромко).
Эх... испортил песню... дур-рак!
Last edited by gri on 22.09.2013 11:53, edited 4 times in total.

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

30.06.2013 22:30

Можно я немного не в тему?
gri wrote:Кто еще что-нибудь видит?

Как говорил незабвенный Шеф: "Делай деньги не отходя от кассы!"
А увидел следующее:
Шаов wrote:Взяли водки штоф

Если я правильно понимаю, то штоф просится в глоссарий (или уже там). Вот и хочу предложить будущие ссылки на глоссарий помечать фиолетовым (как отработавшие ссылки по умолчанию) дабы потом их не искать по тексту. Их же вроде тоже ссылками придётся делать?

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

30.06.2013 22:37

И немного в тему:[quote="Шаов"]Вот как придёт конвой
На закате дня -[/quote]
Мне кажется, нужно откоментировать в смысле Сталинских (Ежовских) ночных арестов.

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

30.06.2013 23:08

И про "штоф", и про "конвой" я тоже подумывал. "Штоф" комментировался однажды, ЕМНИП, в "Гражданском пафосе" . Не помню, есть ли он в Глоссарии, но если нет, то надо бы поместить, конечно. Туда уже много кандидатов накопилось, кажется - в Летучке.
Если Павел возражать не будет (есть какие-то сложности при переносе на сайт, я не в курсе) - могу отметить фиолетовым.
А кто еще за комментирование "конвоя"?

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

30.06.2013 23:25

Ну, короче - дело к ночи,
Между прочим, зябко жарко очень :)

Ну, вот.
"Свой долг как верный муж исполнил"
"Ваше слово, товарищ маузер"

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 00:05

Vlak wrote:Мне кажется, нужно откоментировать в смысле Сталинских (Ежовских) ночных арестов.
Во-первых, насколько мне известно, ночные аресты не были монополией Сталина-Ежова. Нацистская Германия, вроде бы, тоже работала так. Да и вообще традиция давняя. Во-вторых, "закат дня" и "ночь" - немного разные вещи.

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 00:32

Till wrote:Во-первых, насколько мне известно, ночные аресты не были монополией Сталина-Ежова. Нацистская Германия, вроде бы, тоже работала так. Да и вообще традиция давняя. Во-вторых, "закат дня" и "ночь" - немного разные вещи.

Off topic:
всё-таки не Сталина-Ежова, а Сталина (Ежова). Я бы даже сказал: Сталина (Ежова?). Но это так, между прочим.
Давайте разберёмся:
  1. Нынче гибну я
    Не за вой и лай,
    А за правду, чай,
    За свободу, чай!
    Вот как придёт конвой
    На закате дня -
    Будешь ты, немой,
    Вспоминать меня!

    Фраза не выглядит проходной, она явно содержит намёк.
  2. Мы всё таки не в Германии живём, да и ТСШ тоже.
    а у нас
    spoiler
    Солженицын wrote:И верно, ночной арест описанного типа у нас излюблен, потому что в нём
    есть важные преимущества. Все живущие в квартире ущемлены ужасом от первого
    же стука в дверь. Арестуемый вырван из тепла постели, он еще весь в
    полусонной беспомощности, рассудок его мутен. При ночном аресте оперативники
    имеют перевес в силах: их приезжает несколько вооруженных против одного, не
    достегнувшего брюк; за время сборов и обыска наверняка не соберется у
    подъезда толпа возможных сторонников жертвы. Неторопливая постепенность
    прихода в одну квартиру, потом в другую, завтра в третью и в четвертую, даёт
    возможность правильно использовать оперативные штаты и посадить в тюрьму
    многократно больше жителей города, чем эти штаты составляют.
    И еще то достоинство у ночных арестов, что ни соседние дома, ни городские
    улицы не видят, скольких увезли за ночь. Напугав самых ближних соседей, они
    для дальних не событие. Их как бы и не было. По той самой асфальтной ленте,
    по которой ночью сновали воронки, -- днем шагает молодое племя со знаменами
    и цветами и поет неомраченные песни.
    Но у [берущих], чья служба и состоит из одних только арестов, для кого
    ужасы арестованных повторительны и докучны, у них понимание арестной
    операции гораздо шире. У них -- большая теория, не надо думать в простоте,
    что её нет. Арестознание -- это важный раздел курса общего тюрьмоведения, и
    под него подведена основательная общественная теория. Аресты имеют
    классификацию по разным признакам: ночные и дневные; домашние, служебные,
    путевые; первичные и повторные; расчелененные и групповые. Аресты
    различаются по степени требуемой неожиданности, по степени ожидаемого
    сопротивления (но в десятках миллионов случаев сопротивления никакого не
    ожидалось, как и не было его). Аресты различаются по серьезности заданного
    обыска; *(3) по необходимости делать или не делать опись для конфискации,
    опечатку комнат или квартиры; по необходимости арестовывать вслед за мужем
    также и жену, а детей отправлять в детдом, либо весь остаток семьи в ссылку,
    либо еще и стариков в лагерь.
    Нет-нет, аресты очень разнообразны по форме.
  3. Ну и о различии "ночь", "закат дня". ИМХО с точки зрения поэзии оно минимально. Поэзия не связана точностью, она связана эмоциональностью и рифмой
Не убедил? Жаль!

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 01:26

gri wrote:"Штоф" комментировался однажды, ЕМНИП, в "Гражданском пафосе" .
Именно так, однажды. Мы, как правило, после первой, да и после второй "не закусываем". "Бог любит троицу".
gri wrote:Если Павел возражать не будет (есть какие-то сложности при переносе на сайт, я не в курсе) - могу отметить фиолетовым.
Особо и не возражаю, хотя выделения в тексте при переносе в html приходится удалять, но на форумных страницах без них нет наглядности.
Если же в правом столбце будет что-то вида: "nnn - предлагается в глоссарий", то это нормально. Ну, чтобы не пропустить.

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 06:12

ppd wrote:Мы, как правило, после первой, да и после второй "не закусываем". "Бог любит троицу".

А как это выглядит? первый раз - комментируем, третий - "глоссируем" (да простит меня русский язык!), а второй? Не комментировать странно, комментировать тоже вроде. И потерять можно.

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 10:47

Vlak wrote:Вот как придёт конвой
На закате дня -
Мне кажется, нужно откоментировать в смысле Сталинских (Ежовских) ночных арестов.
А мне кажется, что в этом смысле комментировать не стоит… потому что здесь, по всей видимости, цитата (моя жена уверяет, что где-то она видела эти строчки, но не может вспомнить или найти — где; обещала сообщить, когда найдёт).
gri wrote:Догорел закат.Тишина кругом.... - отсылка к одному из вариантов романса "Очи черные"
А вот тут не стоит усугублять и без того запутанную историю. «Очи чёрные» и «Скатерть белая» — два разных романса на одну и ту же мелодию. Иногда вперемешку исполняются куплеты из двух романсов как единое целое. Здесь «цитируется» «Скатерть белая».

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 10:59

князь Владимир wrote:А мне кажется, что в этом смысле комментировать не стоит… потому что здесь, по всей видимости, цитата (моя жена уверяет, что где-то она видела эти строчки, но не может вспомнить или найти — где; обещала сообщить, когда найдёт).
gri писал(а):

Разумеется, цитата:

Ой, мороз, мороз

(русская народная песня)

Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.

Не морозь меня, моего коня,
Моего коня белогривого.

Моего коня белогривого,
У меня жена, ох, ревнивая.

У меня жена, ох, красавица,
Ждет меня домой, ждет печалится.

Я вернусь домой на закате дня.
Обниму жену, напою коня.

Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.
Отсюда
Last edited by olira on 12.09.2013 23:19, edited 1 time in total.

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 11:56

Образ "догорающего заката" эксплуатируется в литературе, в песнях не первую сотню лет. ИМХО, не стоит останавливаться на этой строчке, а ссылку сделать "Все крестьяне спят беспробудным сном" с комментарием про гусарский вариант ОЧ "Скатерть белая".

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 12:25

С закатом меня не убедили - от песенной цитаты слишком уж его оттягивает "конвоем".
ИМХО, тут дело даже не в том, что на закате. А в том, что вот сейчас ты, конформист - меня, а чуть позже (с нетвратимостью падающего камня) - и тебя вслед за мной:

Потом этих граждан сажали,
Сажали и тех, кто сажал.

По поводу Глоссария я попробую проверить Летучку - там должны быть собраны претенденты. Возможно, сделаю сборный пост и буду его сопровождать по мере накопления материала. Так будет наглядно.

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 13:40

Романс исправил, спасибо, Князь.
А ничего не известно - авторство слов, музыки? Все народное?

Помните, у Высоцкого:

Может спел про вас неумело я,
Очи черные - скатерть белая.

Только сейчас связал все это вместе (впрочем, до обсуждения "Мумузикла" я и романса этого ни разу не слышал).

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 13:58

gri wrote:А ничего не известно - авторство слов, музыки?

http://www.tunnel.ru/view/post:201990
http://www.tunnel.ru/view/post:201991
http://rebeka-r.livejournal.com/128872.html
gri wrote:ИМХО, тут дело даже не в том, что на закате. А в том, что вот сейчас ты, конформист - меня, а чуть позже (с нетвратимостью падающего камня) - и тебя вслед за мной
Мы возвращаемся к термину "Автор хотел сказать"?

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 16:29

Спасибо, Павел!
И комментарий дополнил, и просто удовольствие получил огромное. Вот ведь какая история у песни интересная!
ppd wrote:Мы возвращаемся к термину "Автор хотел сказать"?

Похоже на то.
Цитаты тут не вытанцовывается, а наши рассуждения на эту тему ценность имеют сугубо личную, КМК.

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 18:36

gri wrote:Вот ведь какая история у песни интересная!
У песни «Очи чёрные» — да.
А вот история песни «Скатерть белая» не просматривается — а нас интересует именно она… И «на просторах Сети» ничего не попалось… :(

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.07.2013 19:10

Да, я обратил внимание.
Связаны ли они вообще между собой? Поются то они почему-то на одну мелодию.

Re: Играем Тургенева (мумузикл)

01.09.2013 15:01

Vlak wrote:
Шаов wrote:Вот как придёт конвой
На закате дня -

Мне кажется, нужно откоментировать в смысле Сталинских (Ежовских) ночных арестов.
gri wrote:А кто еще за комментирование "конвоя"?
Я! Убеждённо.
князь Владимир wrote:А мне кажется, что в этом смысле комментировать не стоит… потому что здесь, по всей видимости, цитата
Цитата - цитатой, никто не спорит. А аресты - арестами.
gri wrote:С закатом меня не убедили - от песенной цитаты слишком уж его оттягивает "конвоем".
ИМХО, тут дело даже не в том, что на закате. А в том, что вот сейчас ты, конформист - меня, а чуть позже (с неотвратимостью падающего камня) - и тебя вслед за мной:
Потом этих граждан сажали,
Сажали и тех, кто сажал.
ppd wrote:Мы возвращаемся к термину "Автор хотел сказать"?
Ну, разве что к "термину" "По мнению ряда исследователей творчества Автора".
Vlak wrote:Не убедил?
Меня – убедил.

Re: "Играем Тургенева", действие третье (дочерняя тема)

12.09.2013 17:04

Совершенно не считаю нужным комментирование "конвоя".
Что здесь за конвой, знает любой читатель, а что конкретно имел в виду автор - то ли сталинско-ежовские аресты, то ли еще что - об этом пусть автор и рассказывает, а не мы.