Комментарии и аккорды к песням Тимура Шаова

Forum rules

Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.

Вартан и Джульетта (выложено на сайт)

19.10.2017 10:23

Вартан и Джульетта

Наш Вартан работал в баре, в сочинский отель.
Там туристы, иностранцы, разный канитель.
И одна там англичанка рыжая была
И Вартана полюбила — как с ума сошла.
И она так говорила: «Среди англичан
Я, говорит, таких красивых сроду не встречал.
Мы с тобой должны жениться. Кстати, что б ты знал:
Мой отец — большая шишка, лорд и адмирал!»
А Вартан сказал: «Гражданка, я вас огорчу.
Лорды-морды* я не знаю, жениться не хочу».
Англичанка бедный стала красный как трамвай.
Лишь спросила «Почему?», по-английски «Why?»

Ара why, why? Why, why, why, why?
Ара why, why? Why, why, why, why?

Она в Англию звонил и в трубку так кричал,
Что папа-лорд в Палате лордов учинил скандал.
Говорит: «Этот Россия, слушай, как себя ведет?
Мою дочь какой-то бармен замуж не берет!».
Тут собрались Путин-Шмутин*, говорят: «Вартан!»
Говорят: «Зачем ты дразнишь этих англичан?
Там скандал международный, санкции грозят.
Что ты как ишак, уперся? Ара, так нельзя!»
А Вартан сказал:
«Я Ашоту должен денег, скоро заплачу.
Больше ничего не знаю, жениться не хочу!»
Их премьер звонил Вартану, долго материл,
А потом устал и просто тихо так спросил:

Ара why, why? Why, why, why, why?
Ара why, why? Why, why, why, why?

На Вартана так давили, что сломался он.
И женился, и уехал туманный Альбион.
Там живет в каком-то замке высоким потолком
У своей Джульетты рыжей весь под каблуком.
Он там бедный ест овсянка, пудинг на обед.
Ни долма, ни бастурма, там даже хаша нет.
Он тоскует по России, прямо исхудал…
Но, между прочим, долг Ашоту так и не отдал.
Здесь мораль простая очень и понятный всем:
Армянин жить должен в Сочи, а не в Бирмингем!
А второй мораль такая: Запад нам не друг!
Зачем плясать под их волынка, если есть дудук?

Ара вай, вай! Вай, вай вай, вай!
Ара вай, вай! Вай, вай вай, вай!
Ара вай, вай! Ара, гуд бай!
Используются музыкальные мотивы одной из самых известных песен в стиле рабиз — «Ара, вай, вай». Исполняется с «армянским» акцентом.

Рабиз, Рабис (арм. Ռաբիզ, Ռաբիս) — направление армянской песни. Происходит от названия советской организации «РАБочее ИСкусство», в которую входили исполнители народных мелодий. В 1970-80-е гг. под словом рабиз начали понимать застольные, траурные и блатные песни в исполнении самодеятельных и полупрофессиональных музыкантов. Со времнем сформировался и соответствующий стиль поведения, сильно раскритикованный армянской интеллигенцией.

большая шишка — важный, значительный, влиятельный человек. Выражение восходит к речи бурлаков, в которой шишкой называли самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым. В дисковом варианте вместо «шишки» — «птица».
туманный Альбион — образное обозначение Англии. Слово «Альбион» (от латинского «альбус» — «белый» или от кельтского корня, означавшего «горы») значит Британия. Определение «туманный» обязано своим существованием прославленным густым морским туманам, постоянно окутывающим низменные части острова Великобритания.
Ни долма, ни бастурма, там даже хаша нет – упомянуты традиционные блюда армянской кухни:

Долма — блюдо, представляющее собой начинённые овощи или листья (как правило, виноградные), голубцы в виноградных листьях. Начинка обычно готовится на основе риса, может также содержать отварной мясной фарш.
Бастурма — вяленая вырезка из говяжьего мяса.
Хаш (от арм. խաշել [хашел] — варить) — жидкое горячее блюдо, суп, получившее распространение по всему Кавказу и Закавказью.
Долма и бастурма широко распространены в кухнях стран, расположенных на территории бывшей Османской империи (Закавказье, Балканский полуостров, Передняя и Центральная Азия, а также Северная Африка).

волынка — традиционный музыкальный духовой язычковый инструмент многих народов Европы, главный национальный инструмент Шотландии. Представляет собой мешок, который обыкновенно делается из воловьей, телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабжённой сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикреплёнными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.
Дудук (тур. düdük; арм. դուդուկ) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями. В Армении дудук также известен как циранапох (арм. ծիրանափող), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба», либо «душа абрикосового дерева».
Считается одним из символов Армении. В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.


* — примеры так называемой эхо-редупликации, когда берется некоторое слово и повторяется почти точно, но с заменой отдельных частей на другие. Возможно, использованы Автором для усиления «армянского колорита» т.к. согласно исследованиям лингвистов эхо-редупликации пришли в русский язык в какой-то мере посредством «армянских анекдотов».
«М»-редупликация («лорды-морды») тюркского происхождения, «шм»-редупликация («Путин-Шмутин») заимствована, по версии некоторых лингвистов, из языка идиш.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 09:34

А почему, собственно, "Ара why, why?", когда здесь идёт цитата из известного рабиза "Ара вай-вай!"?

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 10:26

В защиту: рабиз идёт во всех куплетах, кроме одного, где эту фразу произносит английский премьер, естественно на своём родном....
дополнительный юмор получается...

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 11:41

Так или иначе рабиз звучит во всех трёх припевах. Использовать английское "Why?" я вижу смысл только в конце предшествующих припевов.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 12:01

"Сочинский отель" – очевидно, история началась во время Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Армянская община в Сочи является одной из крупнейших в России.
Лорды-морды (армянское Լորդը-մորդը), Путин-шмутин (армянское Պուտին-Շմուտին) – примеры редупликации корня, характерной для армянских наречий в Диаспоре.
"Там скандал международный, санкции грозят" – ...
Долма, бастурма, хаш – традиционные блюда армянской кухни.
Дудук – армянский духовой музыкальный инструмент. Считается одним из символов Аомении.

(О санкциях с ходу не напишешь...)

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 12:28

Я ориентировалась на буклет. :( Действительно, применение латиницы в данном случае не вполне оправдано. Так что давайте обсуждать, если примем решение о применении кириллицы, то изменю текст.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 12:50

Этого буклета я не видел, а вот по прошлым помню, что ошибок там хватало. Поэтому мы уже давно не считаем буклет истиной в последней инстанции. Тем более, что Тимур сам говорил, что буклет делали в спешке.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 12:57

Իշխան wrote:примеры редупликации корня, характерной для армянских наречий в Диаспоре.

Не думаю, что это имеет отношение к армянским наречиям. По-моему, это чистое русское просторечие (логическое продолжение "фигли-мигли", "хухры-мухры"...). И не вижу надобности комментировать.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 13:10

Судя по дисковому исполнению, Тимур реально первые два раза поет "why", а третий - "вай". И это логично, т.к. первые два припева - это вопросы, которые Вартану задают соответственно англичанка и премьер.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 13:19

Ushwood wrote:Не думаю, что это имеет отношение к армянским наречиям.
Вы ошибаетесь. :!:

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 13:44

Իշխան, а нельзя ли ссылочку, в целях самообразования? Потому что пока мне кажется, что упомянутые мной два примера слишком древние, чтобы иметь армянское происхождение.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 13:58

К сожалению, текст, в котором подробно говорится о редупликации армянского корня с заменой первой согласной на м, я нашёл в виде скана. Сейчас я даже не смог найти сам этот скан.
Если вы думаете, что я имел в виду, что подобные конструкции характерны исключительно для армянского, то вы меня неправильно поняли. Но здесь они употреблены именно как характерные для речи рассказчика, то есть армянина, не очень хорошо говорящего по-русски.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 14:58

«К сожалению, нет достоверных сведений, позволяющих судить о хронологии распространения м-редупликации в русском языке. А. Крымский приводит следующий факт: в 1856 г. А.Ф. Писемский во время своего путешествия по Волге записал в Астрахани шуточные стихи, которые бытуют среди тамошних русских. В них воспроизводится армянская речь с такими редуплицированными формами, как варен-марен, канфет-манфет, калач-малач, кишмиш-мишмиш. Издавая свои Путевые очерки, Писемский пояснял для российских читателей: Варен-марен, канфет-манфет, калач-малач соответствуют нашему: варенье не варенье, конфеты не конфеты, калач не калач, т.е. всякие варенья, всякие конфеты. Скорее всего, в то время в России такие формы еще не были распространены и могли быть непонятны. Видимо, м-редупликация в течение долгого периода была известна лишь маргинальным слоям российского общества, прежде всего на периферии. А. Крымский считает, что важнейшую роль в популяризации редуплицированных форм сыграли армянские анекдоты, ставшие популярными в обеих столицах в конце XIX в. [Кримьский 1928: 147]. Вероятно, широкое распространение этой редупликации пришлось на двадцатые годы. Как известно, Октябрьская революция повысила социальную мобильность населения России. В результате этого языковые явления, характерные для отдельных групп (занимавших низкое положение в социальной иерархии), проникли в общенародный язык.»

КОНСТРУКЦИИ ТИПА «ШУРЫ-МУРЫ» В РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=560884

ИМХО, упоминание олимпиады — лишнее.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 15:07

Ushwood wrote:первые два припева - это вопросы, которые Вартану задают соответственно англичанка и премьер.

именно так

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 15:09

ppd wrote:ИМХО, упоминание олимпиады — лишнее
А почему, собственно?

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 15:24

20-10-2017, 12:01 » Իշխան wrote:"Лорды-морды (армянское Լորդը-մորդը), Путин-шмутин (армянское Պուտին-Շմուտին) – примеры редупликации корня, характерной для армянских наречий в Диаспоре.


Согласна с Юрием и Павлом, что данная конструкция характерна не только для армян. Для евреев это тоже очень характерно.
Умер - шмумер, лишь бы был здоров :wink: Сказал - мазал...
Да и сам Автор уже использовал этот приём:
Деньги-шменьги,
Кризис-шмизис –


Можно так сформулировать: примеры редупликации корня, характерной для некоторых народов нашей страны (русские, армяне, евреи и др.) и употребляемой, в основном, в просторечии.

Насчёт Олимпиады согласна с Павлом, т.к. сочинские отели функционируют не только во время Олимпиады. Соответственно, там работают бары, а в них бармены, типа "нашего" Вартана.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 15:26

ppd, спасибо, очень познавательно.

Իշխան wrote:А почему, собственно?

Я здесь согласен с Павлом. Дело в том, что Сочи - популярный курорт безотносительно Олимпиады (хотя после нее стал популярнее, факт). И история вполне могла произойти и до нее.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 15:27

Юлия wrote:Можно так сформулировать: примеры редупликации корня, характерной для некоторых народов нашей страны (русские, армяне, евреи и др.) и употребляемой, в основном, в просторечии.

Это тривиально. Чем так комментировать, лучше не комментировать вовсе.
Я сам именно к "не комментировать вовсе" и склонялся. Но с учетом сказанного Павлом согласен теперь, что конкретно в этой песне Тимур использовал этот прием для "армянского колорита", и под этим соусом прокомментировать стоит. А вот "деньги-шменьги, кризис-шмизис" - не стоит.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 16:31

Ushwood wrote:конкретно в этой песне Тимур использовал этот прием для "армянского колорита", и под этим соусом прокомментировать стоит
Мне казалось (и продолжает казаться), что, комментируя конкретную песню, мы и комментарий помещаем в её контексте. Можно, конечно, добавить фразу в стиле "Данные обороты используются Автором для того, чтобы ...", но не хочется совсем уж разжёвывать смысл каждого комментария.
Ushwood wrote:Дело в том, что Сочи - популярный курорт безотносительно Олимпиады
В России, конечно, популярный. А в Англии? Извините за грубый оборот, но тут не Первый канал... И потом: хронологически начало истории, совпадающее с олимпиадой (февраль 2014), даёт хорошее логическое соответствие с санкциями, первая волна которых случилась в том же году, но позже.

Re: Вартан и Джульетта

20.10.2017 16:38

Իշխան wrote:хронологически начало истории, совпадающее с олимпиадой (февраль 2014), даёт хорошее логическое соответствие с санкциями, первая волна которых случилась в том же году, но позже.

Я бы сказал, поскольку песня была написана до первой волны санкций, это можно прокомментировать под соусом "невероятной прозорливости автора" :).